Война на Украине способствует повышению значимости транзитного потенциала Белоруссии, поэтому строительству новых автодорог и реконструкции имеющихся должно быть уделено особое внимание. Об этом 3 сентября заявил Александр Лукашенко, инспектируя ход работ по строительству второй минской кольцевой автодороги, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Руководитель постсоветской республики посетил строительную площадку 2-й МКАД и осмотрел укладку бетона, дав указания по строительству и срокам. Он заслушал доклад о перспективах строительства и реконструкции республиканских дорог на 2015-2019 гг.: общая протяженность таких дорог превысит 400 км, в т.ч. 330 км — первой категории. Протяженность 2-й МКАД составит 160 км, из которых половину придётся построить «с нуля». По мнению Лукашенко, инвестиции в строительство 2-й МКАД и других дорог не только решат проблему сбыта белорусских цементных заводов, а также продукции и услуг других предприятий, но и принесут значительную прибыль от транзита зарубежных товаров и пассажиров.

«В будущем году до гродненской дороги вся дорога должна быть построена, — сказал он, обращаясь к руководителям стройки. — Ваше дело — технология и обеспечение строительства, правительству задание — найти деньги. Пусть у них голова болит! А то, что вы мне показали тут километр дороги, показали, как это хорошо — я и так знаю, что это хорошо — я видел эти бетонные дороги! Это вы её не хотели строить! Потому что людей нет, потому что технологии нет, потому что, в конце концов, лопатой разбросать асфальт и укатать — проще, чем построить бетонную дорогу. Хотя вряд ли. Как вы говорили — люди вошли во вкус и им это нравится. Поэтому вам — железобетонное задание: этим дорогам быть! И не так, как вы наметили, а по максимуму!».

«За три года это кольцо должно быть введено в строй! Никаких там 20-х, 21-х годов быть не может! три года — максимум. Вот один год у вас уже прошёл. Ещё следующий год — 15-й, к 1 января 2017 года кольцо должно быть готово!», — добавил он.

Лукашенко призвал максимально экономить ресурсы и строить дороги «без излишеств» — за этим будут следить госконтролёры. Он распорядился также увеличить разрешенную скорость на МКАД и других дорогах до 120 км/ч «Кстати, кольцевую дорогу — надо разрешение увеличивать скорость, сказал он. Надо до 120-ти увеличивать и по другим [дорогам], — сказал он, обращаясь к чиновникам. — Напомни, чтобы внесли предложение».

«Тут не милиция должна решать, а мы! Мы даём милиции там дёргать людей! Всё равно едут 120!», — добавил Лукашенко. Чиновники на это ответили, как всегда, одобрительными возгласами.

Как сообщало ИА REGNUM, все белорусские цементные заводы после модернизации стали убыточными. В 2008-2013 гг. в модернизацию белорусской цементной отрасли вложено $1,2 млрд — в основном использовались «связанные» китайские кредиты, которыми оплачивались поставки китайского оборудования и услуги китайских специалистов. В итоге четыре госпредприятия значительно нарастили выпуск цемента более экономичным «сухим» способом, но столкнулись с проблемой сбыта и возврата долгов.

Проблема сбыта белорусского цемента, не нашедшего спроса в России, неоднократно рассматривалась на совещаниях Совмина и Администрации президента, но так и не была решена. Предлагалось, в частности, увеличить объём железобетонных изделий на экспорт, однако анализ рынков Евросоюза и РФ не дал поводов для оптимизма. В итоге было принято решение направить избыточные объёмы на строительство дорог. По мнению экспертов, бетонные дороги обойдутся почти в два раза дороже, но срок их эксплуатации будет кратно выше асфальтных при условии соблюдения технологии.

Также напомним, в 2013 году правительство Белоруссии ввело т.н. «налог на автовладельцев», обязав физлиц и юрлиц при прохождении техосмотра уплачивать сбор за пользование автодорогами. Также была расширена сеть платных автодорог с привлечением австрийского инвестора.