Намеченный на 5-9 сентября этого года I Фестиваль тюркской молодежи, судя по анонсам в СМИ, должен стать площадкой для консолидации по этническому признаку. Объединять и сплачивать планируется молодежь, проживающую в различных регионах Российской Федерации, странах дальнего и ближнего зарубежья.

Показательно, что в будущем мероприятие планируется проводить неоднократно. Если регулярные съезды Всемирного форума татарской молодежи и фестивали мусульманской молодежи стали уже привычными для Татарстана (да и где же еще проводить съезды татарской молодежи, как не в Казани), то фестиваль тюркской молодежи столица Татарстана единственный раз собирала в начале 1990-х годов в период «парада суверенитетов».

В феврале 1992 года в Казани состоялся I Курултай тюркской молодежи, на котором была создана Ассоциация тюркской молодежи, впоследствии переименованная в Международное объединение тюркской молодежи (МОТМ). Его председателем был избран Талгат Ахмадишин, лидер набережночелнинского отделения Союза татарской молодежи «Азатлык». МОТМ, по отзывам экспертов, было протурецкой организацией.

Именно в эпоху разгула национал-сепаратизма 1990-х годов из Казани попытались сделать один из центров международного пантюркизма с расчетом на то, что суверенитет Татарстана будет признан зарубежными тюркскими государствами. Даже сам курултай тюркской молодежи проходил накануне печально известного референдума о статусе Татарстана (21 марта 1992 года), на котором, кстати, и был отработан механизм массовых фальсификаций, которыми до сегодняшнего дня славится Татарстан.

Тогда Татарстан был провозглашен суверенным государством, ассоциированным с Россией. Т.е. на тот период времени привлечение тюркской молодежи в Казань со всего мира было необходимо для отстаивания суверенитета Татарстана и его международного признания (Конституционный суд России признал постановление о проведении референдума незаконным). Пантюркистская карта была использована Казанским кремлем для легитимизации сепаратистского проекта под названием «Суверенитет».

Для чего же теперь, спустя 22 года, затевается очередной «фестиваль», на который съедется «тюркская молодежь со всего мира»? Очевидно, что для сохранения последних атрибутов эпохи «парада суверенитетов» — должности президента Татарстана. То, что президент в Татарстане не избирается, а назначается, никого не смущает. Сейчас местная этнократия цепляется за любые символы независимости, а должность президента Татарстана является одним из напоминаний, что еще недавно республика была только «ассоциирована с Россией».

В августе этого года собирался VI съезд Всемирного форума татарской молодежи, на котором также звучали призывы и принимались резолюции «о сохранении во что бы то ни стало должности президента в Татарстане». Сейчас же нужно показать, что сохранения «президента» хочет тюркская молодежь со всего мира. Поэтому данный фестиваль должен стать еще очередным «волеизъявлением чаяний народа».

При этом все делается на деньги из бюджета республики, но мнения нетюркской молодежи, которой в Татарстане минимум половина, никто не спрашивает. Думаю, что до конца этого года — времени, в течение которого республика должна изменить название высшего должностного лица в соответствии с федеральным законом, мы еще не раз увидим в Казани подобные мероприятия — не только «общетюркского», но и «всеазиатского», а то и планетарного масштаба.

Айрат Ахметзянов, политолог