Страховщики стали осторожней работать с туроператорами

Екатеринбург, 3 сентября 2014, 14:20 — REGNUM  В Екатеринбурге страховые компании начали осторожно относиться к сотрудничеству с туроператорами. По их словам, существует несколько причин, влияющих на политику страховщиков в отношении туркомпаний, передаёт 3 сентября корреспондент ИА REGNUM.

По информации СК «Альянс», компания на протяжении нескольких лет не занимается страхованием ответственности туроператоров. При этом она имеет большой опыт урегулирования убытков и выплатила миллионы рублей страхового возмещения туристам, пострадавшим от недобросовестных туроператоров, а порой и просто мошенников. «Несмотря на то, что андеррайтинговая политика компании всегда была достаточно осторожной и консервативной, а предстраховая экспертиза предусматривала проверку не только данных, сообщенных туроператором в заявлении, но и других открытых источников, а также финансовой отчетности туроператора, реально оценить риск того, что страхователь приостановит свою деятельность или просто исчезнет, очень сложно», — сообщили в «Альянсе».

«Во-первых, не секрет, что значительная доля этого бизнеса лежит в тени, — отмечают в страховой компании. — Официальная отчетность не позволяет оценить реальный объем обязательств туроператора. Некоторые из них умудряются, отправляя за рубеж миллионы туристов, использовать упрощенную систему налогообложения, то есть отчитываются о годовом доходе менее 60 млн рублей и соответственно имеют финансовое обеспечение несоразмерно меньше, чем отложенные обязательства перед туристами, оплатившими туруслуги оператора. В результате „приостановки деятельности“ такого бизнеса страдают сотни туристов, на которых не хватает гарантированной суммы страхового возмещения, на которую застраховался туроператор».

Недостаточность финансового обеспечения идет еще и от неточности терминологии в законе №132-ФЗ, где для определения необходимого для осуществления туроператорской деятельности размера финобеспечения берется «объем денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта», говорят эксперты «Альянса»: «Очевидно, что законодатель предусматривал, что это будет сумма полученных от туристов денег. Но нет. Фактически базой для расчета финобеспечения или страховой суммы берется выручка. А это совсем разные величины». В качестве примера приводится оператор «Лабиринт», потрясший недавно туристский рынок миллиардными долгами перед туристами. «Одна из крупнейших страховых компаний российского рынка — ВСК — застраховала туроператора на 120 млн рублей и выполнит свои обязательства, но только в этих пределах. Туристы получат меньше 10% от реальных убытков», — отмечают в СК «Альянс».

Вторая причина ухода страховщиков с этого сегмента рынка — это особенности риска, добавляют в страховой компании. «Закон предусмотрел, что даже если туроператор умышленно не исполнил свои обязательства, т.е. сознательно, предвидя последствия, вел бизнес таким образом, что, в конце концов, построенная им пирамида рухнула, страховщик все равно должен выплатить возмещение туристам. Во всем мире такие риски не страхуются. Поэтому российские страховщики не могут поделиться этими рисками с другими страховщиками — не могут их перестраховать, и ограничены только финансовыми возможностями ограниченного круга российских страховщиков, кто занимается (страхует или перестраховывает) этим видом страхования. Не говоря уже о том, что просчитать и оценить вероятность такого события (умысла) практически невозможно», — заключают в СК.

Страховая компания «Югория» прекратила развивать данный вид деятельности. Это было сделано ещё год назад, и причиной такого шага стала высокая убыточность. «ГСК „Югория“ примерно год назад прекратила развивать этот вид деятельности. В настоящее время мы пролонгируем договоры с нашими постоянными клиентами, в основном, работающими на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Новых договоров с начала 2013 года заключено не было», — пояснили в компании.

Компания «Ингосстрах» пока не уходит с туристического направления, но признает, что ситуация с массовым банкротством туроператоров повлияла на политику работы. «На текущий момент „Ингосстрах“ не отказывается от работы с туристическим бизнесом, однако ситуация последних лет и складывающаяся убыточность по данному виду страхования, безусловно, повлияла на политику компании в части существенного ужесточения процедуры приема рисков и существенной корректировки страховых тарифов», — сказал начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелёхин.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, лето 2014 года ознаменовалось банкротством сразу нескольких туристических компаний. Одной из крупных стал туроператор «Лабиринт», от банкротства которого пострадали тысячи человек. Клиенты компании, в частности, из Уральского федерального округа, подают к нему коллективный иск.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.