Серьезный рост в развитии аграрного производства сегодня невозможен без изменения кредитной политики в отношении сельхозтоваропроизводителей. Такую уверенность высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 3 сентября заместитель председателя правительства Рязанской области, министр сельского хозяйства и продовольствия региона Дмитрий Андреев.

Как рассказал министр, в целом сегодня по большинству видов сельхозпродукции Рязанская область не только полностью обеспечивает свои потребности, но и отправляет продукцию за пределы региона. Так, хлебных продуктов (мука, крупа) в Рязанской области производится 228% к внутреннему потреблению, картофеля — 263%, яйца — 309%, молока и молочной продукции — 128%, свинины — 145%.

Как пояснил министр, по прогнозному балансу на 2015 год сохранится дефицит по мясу, рыбе, фруктам, растительному маслу и сахару.

«Производство яблок, сократившееся за последние годы из-за конкуренции с импортом, может быть восстановлено. По растительному маслу самообеспеченность достижима при создании собственной переработки семян масличных культур. Посевная площадь на сегодня позволяет получить до 38 тыс. тонн семян, переработка которых в регионе с лихвой обеспечит местные потребности. Производство сахара можно многократно увеличить строительством второго сахарного завода. Хотя мощности существующего завода и увеличены в 1,3 раза, более 60% выращенной в области сахарной свеклы аграрии везут на переработку в соседние регионы», — рассказал Дмитрий Андреев.

«Переработка остальных культур развивается весьма успешно. В Рязани построена мельница мощностью 1400 тонн зерна в сутки, одна из крупнейших в Европе. Введен в эксплуатацию завод по переработке картофеля. В области начато строительство новых картофелехранилищ — на 60 тысяч тонн и 7,5 тысячи тонн. Мощности по переработке зерна кукурузы в регионе увеличены в 1,8 раза. Рязанские животноводы за последние полтора года совершили значительный скачок в качестве молока — доля высшего сорта выросла с 18% до 84% — в 4,6 раза. Выросло не только качество, но и объёмы. В регионе строится несколько молочных комплексов на 1200 и более голов, что позволяет ожидать дальнейший рост. Четыре ведущих молокоперерабатывающих предприятия региона за последние годы суммарно увеличили мощности в два раза. В рязанском свиноводстве рост продолжается семь лет, и новые площадки должны обеспечить дальнейшее увеличение производства свинины», — отметил глава рязанского Минсельхоза.

Что касается сыра, то, по словам Дмитрия Андреева, при устойчивом спросе на отечественный сыр полутвердых сортов рязанские производители имеют возможность увеличить объёмы выпуска в шесть раз — до 1,5 тыс. тонн продукции в год. «Ранее ассортимент сычужных сыров, вырабатываемых на сыродельных заводах, насчитывал более 20 наименований, но в последние годы производство сыров было экономически невыгодным, и часть сыродельных цехов законсервировали. А вот мягкий сыр „Адыгейский“ и плавленые сыры в Рязанской области производятся в приличных объёмах. Рязанский завод плавленых сыров входит в тройку крупнейших профильных предприятий России», — отметил Дмитрий Андреев.

Вместе с тем, отметил министр, «развитие сельскохозяйственного производства в Рязанской области сегодня сдерживают два фактора: недостаточные мощности перерабатывающих предприятий, так как часть продукции приходится вывозить в другие регионы, а также, мягко говоря, консервативная кредитная политика банков».

«В нынешней ситуации изменение кредитной политики необходимо. Без этого никакого роста у аграриев не будет», — уверен Дмитрий Андреев.

Глава рязанского Минсельхоза отметил, что этой осенью ожидается внесение в Госдуму проекта изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», касающихся механизма доведения субсидий по кредитам. Законопроект, в частности, предусматривает, что сельхозтоваропроизводитель будет выплачивать банку только собственно кредит, а также ту часть затрат по уплате процентов, которая не возмещается из федерального и регионального бюджетов. «Это позволит снизить финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей, так как им не придется отвлекать собственные оборотные средства, необходимые для развития производства и затем ждать возмещения из бюджета. Планируется, что средства федерального бюджета для возмещения части процентной ставки будут перечисляться не на расчетный счет сельхозтоваропроизводителя, а на расчетный счет банка, выдавшего кредит, в остальном действующая процедура получения возмещения части процентной ставки по кредитам останется неизменной. Если рассматриваемый законопроект будет принят, то его действие его будет распространяться только на кредитные договоры, полученные с 2015 года», — отметил рязанский министр.

В целом же, отметил Дмитрий Андреев, на стоимость кредитных денег могут повлиять два обстоятельства — цена первоначальной покупки денег банком и оценка возможного риска потери денег при выдаче кредита. «Необходимо отметить, что в условиях роста цен на основные материально-технические ресурсы, транспортировку и переработку издержки производства российских сельскохозяйственных выше, чем в других странах. Существенное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают система и механизмы кредитования. Так, процентная ставка по кредитам, даже с учетом их частичного субсидирования, для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет 5-6% годовых, в то время как у наших партнеров по ВТО в США и ЕС 2-3% годовых», — рассказал глава рязанского Минсельхоза.

«В настоящее время возникла острая потребность в пересмотре кредитной политики в части кредитования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. И первую очередь, в данной работе должны быть задействованы банки, созданные с государственным участием, — Сбербанк России и Россельхозбанк. Кредитные программы этих двух банков должны быть максимально нацелены на повышение конкурентных преимуществ отраслей отечественного сельского хозяйства», — уверен заместитель председателя правительства Рязанской области, министр сельского хозяйства и продовольствия региона Дмитрий Андреев.