Латвийские молочники, страдающие от российского эмбарго, ищут новые способы использования своей продукции, сообщает портал Lsm.lv. Владелец хозяйства Zemturi ZS, находящегося в Буртниекской волости на севере Видземе, Янис Вишневскис сделал предложение перерабатывать молоко в газ.

«Ситуация на рынке следующая — поскольку Россия прекратила приобретать у Латвии молоко, закупочные цены упали. Сегодня продать молоко не проблема, но вопрос по какой цене его сбывать? Наш кооператив „Латвийское молоко“ не связан с российским рынком и у нас все это время реализация была нормальной — и сейчас тоже сбыт хороший. Но поскольку сегодня на нашем рынке появилась продукция, ранее уходившая в Россию, то, дабы не снижать закупочных цен, есть возможность использовать молоко, как сырье для биогаза», — заявил Янис Вишневскис.

«Скоро окажется так, что Россия сама останется голая и босая, у них не будет что есть. Они и так уже из Ленинграда ездят в Финляндию и скупают молоко. В финских приграничных районах невозможно купить молочные продукты», — считает латышский крестьянин. Он уверен: «Пока нормальных торговых отношений с Россией нет, молочной продукции не надо целиком идти на внутренний рынок. Но молоко надо перерабатывать, а если его станет слишком много, его можно использовать как биогаз для производства электричества и газа», — уверен Янис Вишневскис.

Несмотря на то, что подобные технологии уже существуют, латвийские эксперты такую возможность оценивают скептически. По их мнению, газ и электроэнергия из молока — это слишком дорогое удовольствие. Как рассказала эксперт Центра сельского консультирования и образования Сильвия Дрейере, если сегодня за тонну молока можно выручить около 300 евро, то электричество, произведенное из этой же тонны, будет стоить всего 40 евро — что в семь раз дешевле.

«Если хозяйству принадлежит биогазовая установка и там по другому никак не могут реализовать свое молоко, ну тогда ладно — для них такое решение представляет какой-то выход. Но мне кажется, что сейчас в Латвии не настолько плохая ситуация, чтобы было слышно, что молоко вообще не принимают. Если не ошибаюсь, из тонны переработанного молока можно получить электричество по цене 40 евро. Это гораздо ниже себестоимости молока, которая приблизительно составляет около 300 евро за тонну. В критической ситуации, это конечно выход для хозяйства, чтобы совсем задаром не реализовывать продукцию. Но настолько трагической ситуации пока в Латвии нет», — считает Сильвия Дреере.

Напомним, ранее руководитель Латвийского центрального союза молокопереработчиков Янис Шолкс заявил, что несмотря на трудности, с которыми столкнулись молочники, отрасль выживет. «Наш крестьянин силен, а мировая цена на молоко не сильно отличается от нашей. Это говорит о том, что мы и не отстаем, и не бежим вперед. Главная наша задача — оставаться при нынешней цене и вытеснить с прилавков конкурентов из Эстонии и Литвы. А сценария, что отрасль не выживет, я не допускаю вовсе», — отметил Шолкс. Рассуждая о новых, еще не открытых рынках сбыта, на которые могли бы переориентироваться латвийские молочники, Шолкс, помимо стран-соседей, назвал также Китай, Малайзию и Сингапур. «Там мы еще не сделали все, что могли бы», — сказал он.