Те, кто считает, решение Минобразования РФ отказаться от создания единого учебника истории саботажем и неисполнением задачи, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, серьезно ошибаются. Слова министра Дмитрия Ливанова не стоит воспринимать как сенсационные, проблемы нет, и выводы о самоуправстве делать преждевременно.

«Надо просто четко понимать, что значит „единый учебник истории“. Изначально был понятно, что это не „единственный“ учебник. Хотя именно так первоначально истолковали инициативу Путина чиновники Минобрнауки», — завил корреспонденту ИА REGNUM 28 августа президент Всероссийского Фонда образования, профессор Сергей Комков.

Он обратил внимание, что «единый учебник отечественной истории» означает, что должна быть единая концепция толкования и изложения истории России. «Но историю России надо изучать поэтапно, от класса к классу, от возраста к возрасту. В соответствии с возрастными особенностями. Поэтому общий курс должен быть разделен на этапы. По каждому из этапов готовится свой учебник. Но вместе они составляют единое целое. Именно такой подход, скорее всего, имел президент. Было бы глупо предполагать, что возможно создать один единственный универсальный учебник для всех возрастов. Когда началось исполнение пожелания президента некоторые „лихие головы“ пошли именно таким путем. И нам пришлось очень долго объяснять им, что это — нонсенс», — уточнил Комков.

«Слава Богу, в Минобрнауке одумались. Конечно же, должен существовать единый историко-культурный стандарт, предусматривающий поэтапное изучение истории России в рамках единой исторической концепции. Так что, в данном случае можно считать, что у руководства Минобрнауки наоборот наступило, наконец-то, просветление и понимание поставленной перед ними задачи», — надеется профессор.

С ним согласен и заведующий историческим отделением ФГУ РАНХиГС Рудольф Пихоя. По его мнению, в заявлении министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о том, что единого учебника истории в России не будет, нет ничего нового и сенсационного: «В разряд новости эта информация попала по недоразумению, потому что новости-то здесь и нет. Речь идет о том, что разработан стандарт для подготовки учебников. Под понятием „единый учебник“ с самого начала речь шла о том, что готовится линейка учебников, и не может быть единого учебника для 5 класса и для 10 класса».

Он заявил корреспонденту ИА REGNUM, что министр лишь раскрыл часть технологии создания учебника, которая состоит из нескольких этапов: разработка концепции (она прошла), работа над текстами, создание нескольких проектов, экспертиза, утверждение и принятие учебников.

«Единая концепция учебника разработана и принята, она была и продолжает оставаться объектом достаточно острых споров, по моему мнению, это достаточно взвешенный и компромиссный документ», — заявил Пихоя.

Никакого противоречия с установкой, данной президентом РФ по поводу создания единого учебника истории, в заявлении Ливанова не содержится, уверен эксперт: «Единый учебник — это система образования, основанная на определенных принципах. Мы не можем говорить в 6-м классе то, что будем пересматривать в 8-м классе и иначе трактовать в 11-м».

Напомним, что 27 августа глава Министерства образования РФ Дмитрий Ливанов заявил, что «единого учебника истории, скорее всего, не будет». «У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один единственный учебник», — подчеркнул министр.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, президент Владимир Путин в начале 2013 года поставил задачу разработать единые учебники истории России для средней школы. Предполагалось, что в них не будет внутренних противоречий и двойных толкований. Позже он призвал очистить школьные учебники истории от «идеологического мусора» и убрать из них «неприемлемые для любого народа» вещи.