234 рубля за 1 Гкал теплоэнергии, производимой ОАО "Иркутскэнерго", будут платить с 1 января 2004 года бюджетные потребители, жилищно-коммунальные организации и организации, использующие труд инвалидов. Тариф для этих групп потребителей увеличится по сравнению с нынешним годом на 30%. Тариф для прочих потребителей составит: по горячей воде - 276 рублей 96 копеек, по пару (в зависимости от уровня давления) - от 249 рублей 23 копеек до 293 рублей 41 копейки. Увеличение платежей за теплоэнергию для этой группы потребителей составит 6,3%. Такое решение 24 ноября было принято Региональной энергетической комиссией Иркутской области. Предложение ОАО "Иркутскэнерго" по введению узловых тарифов, рассчитываемых в зависимости от себестоимости производимой теплоэнергии на каждой отдельной ТЭЦ, на данном этапе РЭКом было отвергнуто.

Специалисты ОАО "Иркутскэнерго" представили в РЭК расчеты, выполненные в строгом соответствии с федеральными нормативными актами и распоряжениями Федеральной энергокомиссии. ФЭК России рекомендует энергетическим предприятиям полностью избавляться от перекрестного субсидирования. По словам заместителя генерального директора энергокомпании по финансам и экономике Сергея Мироносецкого, установление узловых тарифов позволило бы ликвидировать перекрестное субсидирование между городами Иркутской области. Так, по подсчетам специалистов "Иркутскэнерго", средние тарифы по городам получались следующими: Иркутск - 277 руб./Гкал, Братск - 271,9 руб./Гкал, Усть-Илимск - 297 руб., Железногорск - 334 руб., Ангарск - 258,8 руб., Шелехов - 349,4 руб., Усолье-Сибирское - 218,2 руб., Черемхово - 446,3 руб., Саянск - 201,1 руб., Зима - 462,7 руб. Рост расценок при узловой тарификации для некоторых групп потребителей, в частности, жилищно-коммунальных служб большинства городов, составил бы до 200-300%. Для некоторых потребителей, в частности, ОАО "Саянскхимпласт" (г. Саянск), предприятий города Братска, Усть-Илимска и Ангарска, тариф предполагалось снизить на 20-30% относительно расценок нынешнего года.

Заместитель председателя РЭК Юрий Охорзин - уполномоченный по делу об установлении тарифов на теплоэнергию - заявил: "При уходе от перекрестного субсидирования в установлении тарифов для нас важно не устанавливать узловые тарифы, а сблизить тарифы групп потребителей. В промышленности - химии, нефтехимии, целлюлозно-бумажном производстве - за последние 10 лет полезный отпуск тепловой энергии существенно снизился. Следовательно, возросли затраты на производство 1 Гкал энергии, увеличился среднеотпускной тариф и тариф для населения". По мнению Ю. Охорзина, жилищно-коммунальное хозяйство из-за снижения промышленного производства вынуждено платить за теплоэнергию больше.

Присутствовавший на заседании РЭК председатель комитета по жилищной политике администрации Иркутской области Петр Воронин отметил, что узловые тарифы - это перспективная модель, и к ней нужно стремиться, но сейчас она вредна для Иркутской области и муниципальных властей. Число людей, имеющих право на жилищные субсидии, в связи с введением узловых тарифов может возрасти до 70%. "Муниципальные власти не смогут выдать субсидии в таком объеме", -- заметил П. Воронин. Даже сейчас, без узловой тарификации, возникают проблемы с выплатой субсидий. Так, из начисленных за 9 месяцев 2003 года 453 млн. рублей субсидий мэрии смогли выплатить всего лишь 200 млн. Наибольшие сложности с выплатой субсидий испытывают как раз власти Черемхово и Зимы - городов, в которых получались бы очень высокие узловые тарифы.

Председатель РЭК Ирина Думова сообщила, что в будущем году будет проводиться эксперимент на двух площадках - в Саянске и Черемхово - по расчету узловых тарифов. Для потребителей ничего не изменится, просто наряду с традиционными подсчетами платежей за теплоэнергию будут производиться и подсчеты по "узловому" методу. По итогам эксперимента станет ясно, ухудшится ли положение потребителей от введения узловых тарифов. Это и будет в дальнейшем влиять на решение РЭК по вопросу установления тепловых тарифов. Сергей Мироносецкий так прокомментировал "Телеинформу" решение РЭК: "Региональная энергетическая комиссия устраняет перекрестное субсидирование по группам потребителей. Это - первый этап на пути полного отказа от перекрестного субсидирования".