Латвийские эксперты сомневаются в коммерческом потенциале Rail Baltica

Рига, 27 Августа 2014, 13:48 — REGNUM  На исходе прошлой недели премьер-министры Латвии, Литвы и Эстонии выразили политическую поддержку реализации железнодорожного проекта Rail Baltica и подписали соответствующий договор о намерениях. Однако, местные эксперты высказывают противоречивое отношение к этому проекту, сообщает «Латвийское Радио-4».

Как известно, появившиеся во времена Российской империи железные дороги Латвии, Литвы и Эстонии чисто исторически связаны с восточным направлением. Разная ширина колей (в Прибалтике — 1 520 мм, в Западной Европе — 1 430) не позволяет местным железнодорожным предприятиям влиться в транспортную систему Евросоюза и уменьшить зависимость от российского товаро-денежного потока. Именно поэтому и был задуман крупномасштабный проект Rail Baltica. Единая европейская колея, которую предстоит проложить Литве, Латвии и Эстонии, должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. По словам инициаторов проекта, после этого улучшится сообщение между Центральной и Восточной Европой, увеличится скорость движения поездов, вырастут пассажиро- и грузопотоки, а вместе с ними и прибыль балтийских железных дорог.

Конечно, Латвия, Литва и Эстония самостоятельно «потянуть» такой проект не в силах. Евросоюз обещает прийти на помощь и покрыть 85% расходов. Но остальную часть средств странам Прибалтики придется найти в своих бюджетах. Например, Латвии участие в проекте обойдется почти в полтора миллиарда евро. Выделять деньги из госказны предстоит в течение десяти лет — до 2024 или 2025 года, когда, по планам, строительство новой магистрали должно быть завершено. Прокладывать колею в Латвии начнут в 2019 году. Сейчас же Министерство сообщения занимается анализом ситуации.

Комментирует Каспар Вингрис, представитель департамента, координирующего проект: «К 2016 году мы с точностью до метра будем знать, где эта трасса будет располагаться, мы выясняем технические параметры этой трассы и экономические основания, производим все расчеты. Потом, уже с 2016 года, начнется проектирование. В ближайшее время мы напишем документ на получение средств ЕС на проектирование. Подадим его в следующем году, в феврале».

Чтобы проект сдвинулся с мертвой точки, должно быть создано совместное эстонско-латвийско-литовское предприятие — о чем уже есть соответствующая договоренность. Заверить ее на бумаге главы правительств планируют в октябре. В каждой из стран cначала учредят государственное общество с ограниченной ответственностью, которое и займется реализацией проекта на своей территории. В Латвии уже и название ему придумали — Eiropas dzelceļa līnijas («Европейские железнодорожные линии»).

По словам специалистов, экономическая выгода и сроки окупаемости проекта — а общие расходы на него составят почти 4 миллиарда евро — «труднопрогнозируемы». И это его слабое звено, говорит эксперт по транспортным вопросам Талис Линкайтс: «Строительство будет вестись 5-6 лет. В принципе, много вложенных средств вернется обратно, потому что этим строительством, конечно, станут заниматься местные фирмы. Вся техническая работа будет вестись с местными специалистами. Так что Rail Baltica — это и рабочие места, и зарплаты для местного населения. Проблема только в том, за какое время проект окупится. Есть разные варианты: за двадцать лет, за тридцать лет. Это долгосрочный проект, и в первые же пять-десять лет он окупиться не может».

Скептики сомневаются в окупаемости и пассажирском потенциале новой трассы. Впрочем, по словам экспертов, по новому северо-южному пути могут идти грузы из Финляндии в Центральную Европу и обратно. Транспортная магистраль VIA Baltica загружена, и можно будет часть грузов «перекинуть» на железную дорогу. Предполагается, что пассажироперевозки окажутся возможны как между странами Прибалтики, так и в европейском направлении. Сможет ли Rail Baltica cоставить конкуренцию авиасообщению? Талис Линкайтс допускает, что сможет.

В свою очередь, директор института национальных ресурсов Сергей Анцупов напоминает, что расчетов экономической выгоды этого проекта для Латвии как не было, так и нет. «Поезд — это сообщение очень быстрое, экологичное. Способность поездов перевозить пассажиров реально во много раз превышает способности автобусного сообщения. Вопрос заключается в том, насколько этот проект несет какую-то конкретную выгоду. Реальной коммерческой оценки я не видел до сих пор. Это решение принимается исходя из каких-то политических соображений», — пояснил Анцупов.

Нагрузку на Rail Baltica по годам и прибыль от перевозок предстоит рассчитать Министерству сообщения. По предварительным прогнозам, к 2030 году по этой магистрали за год будут перевозить 13 миллионов тонн грузов в год и 5 миллионов пассажиров.

Напомним, накануне премьер Латвии Лаймдота Страуюма подчеркнула, что проект Rail Baltica предназначается для мира и экономического развития, а не для военных нужд. В свою очередь, премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс сравнил Rail Baltica с «живой цепью», выстроенной в 1989 году участниками акции «Балтийский путь». Он сказал, что постройка железной дороги сформирует еще одну связующую цепочку между странами Прибалтики, и этот проект является одним из главных приоритетов Литвы. Премьер Эстонии Таави Рыйвас заявил: «История доказала, что если у стран Балтии есть общая цель, то они ее достигают». Глава эстонского правительства подчеркнул, что постройка железнодорожного пути будет важна и для других стран, она укрепит общую европейскую безопасность.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея