На сложном для Израиля этапе противостояния с палестинским движением ХАМАС американский союзник обнаружил новые элементы недовольства. Администрация Барака Обамы поручила министерству обороны США приостановить поставку в Израиль отдельных видов вооружения. Это ракеты Hellfire класса "воздух - земля" с лазерной системой наведения, боеприпасы для минометов калибра 120 мм и 40-мм осветительные снаряды. То есть, то вооружение, в котором подразделения Армии обороны Израиля нуждаются для эффективной борьбы с хамасовцами в Газе. Белый дом и Госдепартамент США якобы не предоставляли Пентагону разрешения на поставку запрошенных израильтянами в разгар их операции "Несокрушимая скала" оружия. Как такое вообще возможно, возникает резонный вопрос. По всей видимости, речь идёт о действующем военном контракте США и Израиля, в рамках которого, выступающий заказчиком продукции военного назначения Тель-Авив может, при острой необходимости, запрашивать увеличение объёмов поставок. И для этого не обязательно каждый раз получать санкцию политического руководства в Вашингтоне. Но в администрации и госдепе посчитали, что действия израильтян в Газе оказались неизбирательными, число жертв среди гражданского населения палестинского анклава неприемлемо высоко, а потому используемое союзником американское оружие выставляет США в нелицеприятном свете перед их арабскими партнёрами на Ближнем Востоке. Шум в СМИ по поводу израильской "неизбирательности" был поднят после попадания израильских снарядов американского производства в школу Ближневосточного агентства ООН в городе Газы Джабалия, где на тот момент укрывалось значительное число людей.

Дипломатический конфликт был вскоре улажен, кабинет Биньямина Нетанияху и администрация Обамы решили спустить его на тормозах. Но, скорее всего, следует говорить об очередном заряде взаимного недоверия в американо-израильских отношениях. Инцидент с поставками оружия "в обход" вашингтонских коридоров власти - лишь отдельный эпизод в общей картине нарастающей напряжённости между руководствами стратегических партнёров. Конфликт постепенно приобретает свои зримые очертания, переходя в фазу личной антипатии лидеров двух стран, о чём эксперты с обеих сторон уже длительное время говорят прямым текстом. Конфликт стал очень личным, - ставят неутешительный диагноз посвящённые авторы.

Израиль всеми силами пытается удержать США в системе тесной военно-технической кооперации и дипломатической помощи на международных площадках. Эти два фактора - оружие США и поддержка в Совете Безопасности ООН - в отношениях израильтян с американцами представляют для первых стратегический интерес. Еврейскому государству от заокеанского союзника нужно, прежде всего, безукоризненное выполнение договорённостей о гарантиях безопасности и взаимопомощи. Двусторонние проекты в этой сфере показали свою эффективность, например, в виде инсталляции на израильской территории при материально-техническом содействии и финансовой помощи американцев системы тактической противоракетной обороны "Iron Dome" ("Железный купол"). Но на попытки Вашингтона вмешиваться во все вопросы тяжелейших отношений израильтян с патестинцами из Тель-Авива отвечают с нескрываемым раздражением. Так вышло, что администрация Обамы в понимании израильского руководства перешла ту тонкую линию, на которой всем предыдущим президентам США удавалось балансировать между Израилем и Палестиной. Президент-демократ видится в политических и экспертных кругах еврейского государства наиболее "антиизраильским" лидером США с 1948 года, когда на карте Ближнего Востока появился Израиль. При каждом обострении ситуации на палестинских территориях, Обама принуждал израильское руководство к избыточным уступкам, при этом продвигая свою "генеральную линию" на создание "двух государств для двух народов", так считает большинство местных политиков.

В Тель-Авиве указывают на непоследовательность действий американской администрации в последней событийной канве израильско-палестинского противостояния. США признают ХАМАС террористической организацией и, во всяком случае на публичном уровне, ранее выражали своё беспокойство в связи с формированием в начале июня текущего года палестинского правительства национального единства, куда вошли представители движения, контролирующего Газу. Другой вопрос, что реальные действия американцев далеки от их дипломатических реляций по поводу неоднозначности вхождения хамасовцев в состав легитимного палестинского правительства. Признающие ХАМАС террористической группировкой американцы, тем не менее, принуждают израильтян к переговорам с ней вокруг заключения нового режима прекращения огня. В таком случае у кабинета Нетанияху появляется ряд вопросов к союзнику. Как минимум, в той части, что сами американцы никогда не ведут открытых переговоров с экстремистскими элементами. Непрямой канал общения представителей Израиля и ХАМАС, открытый в эти дни при посредничестве египетской стороны, не снимает перед кабинетом Нетанияху всех "подводных камней". Лидер правоцентристской партии "Ликуд", являющейся ядром правящей коалиции, вынужден идти на контакт с террористической ХАМАС во многом ради удовлетворения ближневосточных амбиций США. И это на фоне поставленных премьер-министром и министром обороны Израиля целей демилитаризации Газы и разоружения ХАМАС. В выполнении данных целей кабинет Нетанияху и близко не сумеет подойти, если продолжится нынешний вялотекущий процесс установления краткосрочных перемирий и их постоянного нарушения с палестинской стороны. Последняя, прекрасно понимая разброд в позициях американской администрации и израильского кабинета, старается извлечь для себя максимум политических и экономических выгод из военного противостояния с Израилем. Достаточно ознакомиться с пунктами проекта палестино-израильского соглашения о перемирии, запущенного в оборот в Каире. Близкие к израильскому руководству информационно-аналитические ресурсы не упустили возможности 19 августа приоткрыть завесу над обсуждаемым текстом и представить его положения как крайне невыгодные для Тель-Авива (1). Чего стоит только продавливаемое ХАМАС требование построить в Газе воздушный и морской порты, а также условие о снятии израильским правительством всех ранее наложенных на банки в Газе финансовых ограничений?! При таком течении переговоров, за которыми просматривается принуждающая израильтян к "компромиссу" с хамасовцами тень американской дипломатии, кабинет Нетанияху не решит даже задачи системного разрушения проложенных вдоль и поперёк Газы туннелей. Поставленные же и не достигнутые цели демилитаризации анклава и разоружения ХАМАС отложатся значительными внутриполитическими потерями для действующего премьера Израиля.

Непоследовательность американцев в их подходах к палестино-израильскому мирному процессу явствует не только из принуждения израильтян к неудобному для них переговорному контакту с ХАМАС. В июньские дни формирования на палестинских территориях коалиционного правительства, заместитель председателя политбюро ХАМАС Муса Абу Марзук заявил, что его движение не потерпит продолжения сотрудничества палестинских властей с Израилем в области безопасности. Но это не остановило американцев, в частности, от приглашения главы правительства палестинского национального единства Рами Хамдаллы с визитом в Вашингтон. Об этом сообщили мировые издания со ссылкой на официальный палестинский источник. Как передали тогда израильские СМИ, визит палестинского премьера будет равносилен признанию нового кабинета, в который войдут представители ХАМАС.

Нельзя исключать, что инициированный администрацией Обамы "оружейный скандал", разыгранный на пике склонения израильтян к переговорному компромиссу с палестинцами, из той же серии предупредительных дипломатических "залпов" в сторону кабинета Нетанияху. Будьте послушны, господин премьер-министр, иначе мы примем вашего палестинского коллегу у себя со всеми государственными почестями и подвергнем скрупулёзной ревизии ранее заключённые оружейные контракты, - примерно к такому посылу можно свести суть нынешних американских "домогательств" в отношении израильского правительства.

(1) Cairo draft accord may embody Israeli concessions on security in return for Hamas truce // DEBKAfile Exclusive Report, August 19, 2014.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM