12 и 13 августа 2014 года в центре внимания западных СМИ оставался российский конвой гуманитарной помощи, направляющийся из Москвы в Донецк и Луганск. Сейчас западные СМИ признают, что вопрос конвоя принял характер международной дипломатической проблемы. Влиятельное американское издание The Wall Street Journal даже оценило происходящее, как "напряженную дипломатическую битву". Правда, Россия тем временем настойчиво демонстрирует, что она не стремится перевести дипломатическую проблему в разряд дипломатического кризиса. В комментарии Департамента информации и печати МИДа РФ от 12 августа 2014 года указывается, что Россия направила гуманитарную помощь жителям Донецкой и Луганской областей "по согласованию с украинской стороной и Международным Комитетом Красного Креста". При этом, по утверждению российской дипломатии, российская сторона пошла навстречу пожеланиям украинской стороны о маршруте следования колонны, пункте пересечения российско-украинской границы, порядке досмотра груза и других сторонах осуществления этой масштабной гуманитарной операции. Российские власти заранее уведомили организацию Красного Креста об отправке гуманитарной помощи к границе Украины. Однако Международный комитет Красного Креста (МККК) пока не взял на себя ответственности за этот конвой. Во вторник он заявил, что ждет от Москвы список перевозимых конвоем гуманитарных грузов для Украины. В среду стало известно, что накануне вечером МККК получил лишь общее описание перевозимого груза. Красный Крест ждет более подробный перечень всех товаров. В случае передачи конвоя организации, Красный Крест выразил готовность распределять гуманитарную помощь без участия украинских властей. Ведущий информационный ресурс Евросоюза EUObserver признает: "Неопределенность окружает конвой российской "помощи" на Украину". В связи со сложившейся ситуацией британский Independent назвал российскую гуманитарную миссию "несанкционированным конвоем". В свою очередь германский информационный ресурс Deutsche Welle назвал российскую гуманитарную миссию "грузом недоверия".

Противники России в украинском конфликте заранее усмотрели в конвое гуманитарной помощи Донецку и Луганску "троянского коня", продвигаемого Россией на Украину. В этой версии "троянского коня" соседствуют две трактовки. Одну в минувший понедельник озвучил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, отметивший, что существует "большая вероятность" того, что Россия может вторгнуться на Украину своими вооруженными силами под эгидой продвигаемой ею миссии гуманитарной помощи. В интервью Reuters Расмуссен обратил внимание на одновременно происходящее наращивание Россией своей военной мощи на границе, которую "можно использовать для проведения незаконных военных операций на Украине". В подобной трактовке Расмуссену вторил Государственный департамент США в лице своего пресс-секретаря Мари Хэрф, заявившей: "Мы обеспокоены тем, что Россия может попытаться использовать эту гуманитарную миссию, как предлог для продвижения элементов военной силы на Украину". В связи с этим председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу в телефонном разговоре предостерег российского президента от "любых односторонних военных действий на Украине под любым предлогом, в том числе, гуманитарным".

В Париже также опасаются, что гуманитарный конвой, который РФ отправила на Украину, может стать прикрытием для российского военного вторжения. В минувший вторник президент Франции Франсуа Олланд в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил "серьезную озабоченность" по поводу возможности "односторонней российской миссии" на Украине. В тот же день министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в интервью радиостанции France Info разъяснил позицию Парижа: "Мы должны быть исключительно осторожны, поскольку русские могут использовать это как прикрытие для того, чтобы обосноваться возле Луганска и Донецка и поставить нас перед свершившимся фактом". Французский министр подчеркнул, что гуманитарный конвой на Украину может быть оправдан лишь в том случае, если его отправку санкционирует Красный Крест. Тем временем представитель Международного Красного Креста на Украине заявил, что материально-технические данные входа конвоя на Украину пока еще не разработаны. Красный Крест разъяснил, что никогда не принимает вооруженную охрану для своих гуманитарных миссий. Очевидно, что МККА уклоняется от признания статуса российского конвоя.

Другая продвигаемая сейчас в западных СМИ версия утверждает, что действия украинских военных и добровольцев в последние дни поставили "сепаратистов" на востоке Украины на грань поражения. В этой связи российский гуманитарный конвой рассматривается, как попытка доставить крупные партии грузов повстанцам, оказавшимся в критической военной ситуации. По мнению британского Telegraph, российский конвой гуманитарной помощи может быть частью стратегии Москвы, чтобы заставить Киев положить конец насилию и сохранить контроль "сепаратистов" над "клочком территории" Украины, который "они все еще держат". В результате правительства США, Франции и Австралии выразили озабоченность тем, что Россия - единственный "международный сторонник" повстанцев на русскоговорящем востоке Украины может использовать гуманитарные поставки в качестве тайной операции помощи бойцам ополчения, оказавшимся на грани поражения. По этой логике верховные представители Европейского Союза заявили, что содержание российской помощи должно быть проверено. Еврокомиссар по гуманитарной помощи ЕС Кристалина Георгиева на пресс-конференции подчеркнула: "Ни одна политическая или любые другие цели не должны осуществляться" в гуманитарной миссии. "Украина не позволит России конвой помощи в свою страну на фоне опасений "троянского коня", - определило происходящее британское издание Telegraph. Крайнюю позицию занял представитель Украины в международной группе по разрешению конфликта экс-президент Украины Леонид Кучма, когда в интервью российскому "Интерфаксу" он заявил, что "боевики не должны получать даже грамма" груза из российского конвоя. Таким образом, на повстанцев, будь они гражданами Украины, с точки зрения Кучмы, гуманитарный подход не распространяется. Они не должны получать ни питания, ни медикаментов.

В отличие от названных версий западное информационное агентство Reuters смотрит на ситуацию с российским конвоем проще, усматривая в нем пропагандистскую акцию. В ситуации растущего гуманитарного кризиса на востоке Украины Кремль будто бы использует возможность заручиться симпатией жителей, как "мятежного" региона, так и Украины в целом.

Здесь надо отметить то важное обстоятельство, что в западных СМИ не скрывают факт гуманитарной катастрофы в Донецке и Луганске. В частности, в New York Times названы последние оценки ООН, согласно которым за последние три месяца из Восточной Украины в Россию переместилось 168 тысяч беженцев. Еще 117 тысяч человек числятся "внутренними перемещенными лицами" в рамках самой Украины.

Международный Красный Крест заявил, что условия жизни для тех, кто остался, значительно ухудшились. В минувший понедельник, т. е. на старте проблемы российского конвоя, МККК признал: "Ситуация критическая. По сведениям, тысячи людей не имеют доступа к воде, электричеству и медицинской помощи". По подсчетам ООН на начало этой недели число жертв конфликта на юго-востоке Украины достигло 2086 человек. Более 5 тысяч человек получили ранения. Жители блокированного украинского города хоронят своих мертвых во дворах и садах, пишет о происходящем на востоке Украины британский Telegraph.

Постоянные обстрелы Луганска оставили большинство населения этого города без электричества, воды, газа или телефонной связи. Большинство магазинов закрыты, а текущих поставок топлива не хватает. В западных СМИ сообщается, что наблюдатели миссии ОБСЕ стали свидетелями обстрела Луганска украинской артиллерией в режиме "нон-стоп" с 4-х часов утра до 14:00 по полудни.

Тем не менее, в западных СМИ при признании самого факта насилия по-прежнему не ставится вопрос о неправомерности непропорционального или неизбирательного применения силы в конфликте украинскими военными. Здесь было бы наивным ожидать, что эта общая позиция западных масс-медиа может когда-нибудь измениться.

Правда, германское издание Die Welt посчитало, что "до сих пор только единственно хорошим итогом дискуссии о "гуманитарной помощи" является то, что она обратила внимание на положение людей в регионе". По мнению этого германского издания, "России, Украине и ЕС следует объединить свои усилия, чтобы сделать их положение хотя бы немного более сносным".

Тем временем, помощник президента Украины Валерий Чалый в Киеве заявил журналистам: "Мы не позволим любой эскорт со стороны МЧС России или со стороны военнослужащих на территории Украины. Все будет под контролем украинской стороны". Он предупредил, что попытки ввезти что-либо через границу Украины без согласия украинского правительства будут рассматриваться как акт агрессии. "Если будет конвой или какая-то военная операция, мы будем рассматривать это как акт агрессии и соответственно реагировать", - заявил Чалый. Таким образом, эпизод с российским гуманитарным конвоем дал Киеву лишний повод для подчеркивания своего суверенитета над территорией, охваченной восстанием на востоке Украины. Уступки российского правительства по согласованию маршрута поставки и участия в миссии Красного Креста внешне демонстрируют признание Москвой легитимности нынешних властей Украины и непризнание ЛНР и ДНР.

Президент Украины Петр Порошенко в минувший понедельник дал согласие на "международную гуманитарную миссию для Луганска под эгидой Международного комитета Красного Креста с участием ЕС, России, Германии и других партнеров". Ситуация с российским гуманитарным конвоем позволила Киеву в очередной раз продемонстрировать интернационализацию конфликта с участием Запада, связанного с гражданской войной на Украине. В понедельник президент США Барак Обама и президент Украины Петр Порошенко в своем телефонном разговоре договорились, что любое несанкционированное вмешательство России в дела на Украине будет расцениваться как нарушение международного права. Британский Independent отметил, что Запад серьезно предупредил Россию, что любая попытка отправить своих военнослужащих на Украину под видом гуманитарной помощи будет рассматриваться как военное вторжение. Даже доставка гуманитарных грузов Россией вне рамок контроля Киева запрещена. В случае с российским гуманитарным конвоем Запад в очередной раз смотрит на позицию и поведение российского руководства с точки зрения внешнего на него давления. Любые уступки рассматриваются как возможность для очередного ужесточения позиции Запада в украинском конфликте.

Европейская редакция ИА REGNUM