"Латвийское Радио-4" в ретроспективного проекта "Балтийскому пути - 25" пообщалось с вице-спикером литовского парламента Гедиминасом Киркиласом, в прошлом состоявшем в Центральном комитете компартии Литвы и работавшим помощником у Альгирдаса Бразаускаса.

Вспоминая события четвертьвековой давности, политик не скрывает сентиментальных чувств. "Я тогда работал в ЦК компартии Литвы и был помощником будущего президента Альгирдаса Бразаускаса. Я также был связан с объединением "Саюдис". Мы координировали очень многие мероприятия, сейчас это уже не секрет, включая и "Балтийский путь". Как житель Вильнюса, я помню всеобщее воодушевление в те годы. Это время можно сравнить с первой любовью, такие были эмоции", - признается Киркилас.

Воодушевление было вызвано ожиданием больших перемен, и вскоре они действительно наступили. Однако не для всех они оказались приятными. "Многие ждали, что новая система и новый строй очень быстро принесут всеобщее благо, об этом говорили и на митингах "Саюдиса", обещая жизнь как в Швеции после обретения независимости. То же самое, наверное, происходило и в Латвии. Ожиданий было очень много, но осуществились они не для всех. В конкурентной борьбе люди оказались в неравных условиях - одним повезло, они стали успешными бизнесменами, другим - нет. Моя мать, проработавшая в школе тридцать пять лет, в начале 90-х жаловалась: "Почему у меня такая маленькая пенсия?" Я пытался объяснить, что у нас новое, молодое государство, и что пенсионного фонда пока просто нет. Людям было очень трудно с этим смириться. С другой стороны, очень сильным оставалось влияние России, которая в рамках культурных программ экспортировала соседним странам пропаганду, призванную разжигать ностальгию по СССР", - вспоминает Киркилас.

Политик отметил, что в сохранении своего производства после распада СССР Литва преуспела больше, чем Латвия и Эстония. "Было достаточно учений, как перейти от капитализма к социализму и коммунизму, но как сделать наоборот - от социализма к капитализму - никто не знал. Конечно, мы наделали очень много ошибок, пройдя болезненный путь реформ, но с точки зрения исторической перспективы мы и остальные страны Прибалтики все сделали правильно. Сейчас каждая из стран по объему ВВП опередила показатели конца 80-х. С другой стороны, надо понимать, что мы очень сильно отстали за время почти полувековой оккупации - особенно, если сравнить с такими странами, как Финляндия, которые мы вполне могли обогнать", - убежден вице-спикер.

Киркилас также объяснил, почему в соседней с Латвией стране нет проблемы неграждан. "Дело не в том, что русских в Литве меньше, чем в Латвии. Дело, скорее, в том, что община русскоязычного населения в Литве не советская. Наша русскоязычная община очень старая, в основном это православные ортодоксы, которых высылали из царской империи на окраины. Здесь они с середины XVIII века, многие из них интегрировались настолько, что вы уже их не отличите от литовцев. Это немного другая община и она создает основу русских в Литве. Тех русских, которые приехали во время советской оккупации, у нас немного, в то время как в Латвии они составляют основную часть русскоязычного населения", - рассказал Киркилас.

"Литва не нуждается в программах интеграции - наши русские сразу же получили гражданство по "нулевому варианту". Более того, почти вся русская община всегда говорила по-литовски, даже когда официальным языком в Литве был русский язык. У нас также ежегодно проходит конкурс сочинений на литовском языке, в котором наравне с литовцами участвуют и русскоязычные", - добавил политик.

Специфика проблемы русских в Латвии еще и в том, что основное население страны приходится на Ригу. В ней же и очень большая концентрация русских, которые не хотят становиться гражданами, отмечает Киркилас. "У нас даже нет русских районов, за исключением Висагинаса, где, впрочем, живут не только русские, но и украинцы, белорусы", - сказал вице-спикер.

Вместе с тем Киркилас высказался в защиту русского языка и указал, что молодому поколению его очень важно знать. Поспособствовать этому мог бы единый прибалтийский канал на русском, идея о создании которого недавно активно обсуждалась в СМИ. "Идея очень хорошая, и по-моему, надо думать о создании сразу двух каналов. Один - на русском языке, который передает нашу, европейскую позицию, второй - на английском языке для молодого поколения, которое уже не знает русского языка. Учитывая наши экономические связи с Россией, Украиной и Белоруссией, знание русского языка крайне важно. К тому же, русский язык - это не язык Путина. Это, прежде всего, язык Достоевского, Чехова, Анны Ахматовой и Бродского. Русский язык - это целый пласт культуры. Поэтому единый русский канал нам был бы очень полезен, вместо тех пропагандистских программ, которые нужны России, особенно в свете событий на Украине", - уверен политик.

Комментируя российско-украинский кризис, Киркилас упрекнул Россию в "непрогнозируемости и недемократичности". Повлиять на ситуацию, по мнению вице-спикера, можно только общими усилиями западного сообщества. "К сожалению, Россия сделала большой шаг назад со времен Ельцина с точки зрения демократии и становится трудно прогнозируемой. Ни один президент демократической страны не может принимать непрогнозируемых решений. Даже президент такой могущественной страны, как США, не принимает таких решений без конгресса. К сожалению, о наших восточных соседях такого не скажешь", - посетовал Киркилас.

Ухудшение отношений между Россией и мировым сообществом пока нельзя назвать "холодной войной", считает Киркилас, однако ситуация продолжит усложняться до тех пор, пока не разрешится конфликт с Украиной и вопрос с Крымом. "Вопрос в том, как мы - демократическое сообщество - сумеем этот вопрос решить. Это возможно только принимая совместные решения в разных вопросах, касающихся не только российско-украинского конфликта, но и вопросов энергетики. Несмотря на деградацию демократии в России, нужно общаться и работать с ее оппозиционными силами, помогать им сделать Россию демократической страной. Если Россия таковой станет, конфликтов, как сейчас, происходить не будет", - заключил Киркилас.

Отметим, что в 1982-1985 годах Киркилас работал инструктором Ленинского райкома Коммунистической партии Литвы, в 1986-1990 - инструктором отдела культуры ЦК КПЛ. В бытность Альгирдаса Бразаускаса первым секретарём ЦК КПЛ состоял его помощником по связям с печатью (1988-1990). В 1990-1992 годах был помощником его же как депутата Верховного Совета Литвы.

В сентябре - декабре 1990 года секретарь ЦК КПЛ, объявившей об отделении от КПСС. В декабре 1990 на учредительном съезде Демократической партии труда Литвы (ДПТЛ, Lietuvos demokratinė darbo partija) избран заместителем председателя. В 1991-1996 годах первый заместитель председателя ДПТЛ, в 1993 году временно исполняющий обязанности председателя. Одновременно значился редактором еженедельной газеты на русском языке "Голос Литвы" (1991-1995). В 1996-2001 годах член президиума ДПТЛ. После объединения Демократической партии труда Литвы и Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) с января 2001 года заместитель председателя Социал-демократической партии Литвы (Lietuvos socialdemokratų partija).

Избирался депутатом Сейма Литовской Республики (1992-1996, 1996-2000, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2016). В Сейме был членом, заместителем председателя, председателем таких комитетов, как комитет национальной безопасности, комитет иностранных дел, комитета по делам Европы, комитет национальной безопасности и обороны. Один из главных разработчиков концепции национальной безопасности Литвы.

4 июля 2006 года Сейм Литовской Республики по представлению президента Валдаса Адамкуса утвердил Гедиминаса Киркиласа в должности премьер-министра страны социал-демократа. После утверждения на заседании Сейма программы правительства и принесения присяги 18 июля Гедиминас Киркилас вступил в должность премьер-министра. После выборов X Сейма (голосования 12 октября и повторное 26 октября 2008 года) и формирования нового правительства полномочия передал Андрюсу Кубилюсу.