Литовские экономисты продолжают давать оценку последствиям российских ответных санкций в отношении стран Евросоюза. Старший аналитик литовского отделения банка DNB Индре Гените-Пикчене, повторяя популярную в Литве теорию, что санкции России нанесут ущерб прежде всего самой России, тем не менее отмечает, что экономика Евросоюза не так пострадает от российских санкций, как литовская. ИА REGNUM сегодня, 12 августа, приводит полученный в DNB комментарий полностью:

Реагируя на давление экономических санкций Запада, Россия на прошлой неделе дала свой ответ. Сначала объявив эмбарго на овощи и фрукты из Польши, Россия этим не ограничилась и замахнулась еще шире. Россия наказала Запад, на год закрыв свой рынок импорту продуктов питания и сырья из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии. Правительство России акцентировало, что это не окончательный раунд санкций, и сейчас рассматривает еще больше ответных действий, которые могут охватить запреты европейским и американским авиалиниям пересекать воздушное пространство России по дороге в Азию, или возможные ограничения импорта из других сегментов промышленности (например, импорт автомобилей, кораблей и самолетов).

Очевидно, что Россия для экспорта продуктов питания ЕС имеет большое значение. Это второй по размеру рынок, на который приходится около 10% товаров и сырья из ЕС. Правда, запрещенные санкциями товары в хозяйстве ЕС составляют всего 0,1% экспорта региона. Но таким решением Россия стреляет себе в ногу - эта страна является чистым импортером продуктов питания, внешние товары составляют более трети потребляемых внутри страны продуктов, а в крупных городах вес западных продуктов на полках торговых центров достигает 60%. Россия этим решением щедро плеснула масла в огонь инфляции, так как внутренние производители будут неспособны заменить импортную продукцию, ни по объему, ни по качеству. Это напрямую повлияет на стоимость продовольствия. А так неосторожно поощрять рост цен весьма недальновидно, если иметь в виду, что в России инфляция и так очень высокая - в июле годовой рост цен достиг 7,5%. Инфляция уже в течение некоторого времени "грызет" реальные доходы жителей России и ослабляет потребление - единственную колонну, которая все еще поддерживает рост экономики страны выше нуля.

Правда, Литве эту атаку России приходится встречать, стоя в первых рядах. Историческая зависимость от рынка России предопределяет то, что с этой точки зрения мы являемся самой уязвимой экономикой в ЕС. По данным 2012 года, Россия была вторым по размеру рынком для литовских товаров и сырья, на который приходилось 10,3% экспорта всего продовольственного сектора. Значение России особенно велико для молока и сырого мяса - в прошлом году российский рынок поглотил по 25% всего экспорта этих товаров литовского происхождения. Мало того, в Россию идет самый большой поток реэкспортируемых товаров Литвы, а от его застревания страдают крупные деятельности, обслуживающие его, - транспорт, логистика, оптовая торговля. Прямой вес санкционированного экспорта составляет 2,5% ВВП Литвы.

После того, как сложилась такая напряженная ситуация, руку помощи пострадавшему бизнесу поспешила протянуть и власть. Планируется еще один привычный процесс создания рабочих групп, долгого анализа и сбора данных. Много работы и усилий, но на ощутимые результаты, не надеется, наверное, ни один бизнес. Больше всего на руку ему сейчас был бы более гибкий график налогов, временные льготы НДС или финансовая помощь. Проблема в том, что каждая инициатива фискального стимула открывают большую дыру в бюджете государства.

Именно такие моменты и проявляют, как важно готовиться к невзгодам - вести контрациклическую фискальную политику, которая помогла бы скопить хотя бы минимальный финансовый резерв. Когда хозяйство Литвы после кризиса росло быстрее всего в ЕС, этого можно было достичь, корректируя строчки расходов, делая общественный сектор и управление государством эффективнее, увеличивая конкурентные преимущества бизнес-среды. Но все это еще остается долговременным стремлением. Но сейчас, когда новые экономические трудности дышат в спину, самое тяжелое бремя снова ложится на бизнес. Радует только то, что бизнес Литвы уже не раз в истории доказывал свой талант гибко приспосабливаться к критическим ситуациям и тянуть всю телегу экономики Литвы вперед.