10 августа в Казани прошло собрание представителей различных общественных движений Татарстана, которые уже три месяца занимаются сбором гуманитарной помощи для Новороссии. Главным вопросом стало объединение активистов и обсуждение проблем, с которыми они столкнулись.

Сбор гуманитарной помощи в республике идет с мая. Следует отметить, что инициатива общественных активистов изначально раздражала местную этнократию и не находила поддержки у руководства республики. Однако после указаний из Москвы (это было только в июле) чиновники в Татарстане начали заниматься проблемой беженцев с Украины. К середине августа стало можно подвести определенные итоги.

Первая проблема - это перекладывание функций государства на общественных активистов. Как выяснилось, госчиновники в Татарстане, которые должны заниматься помощью и обустройством беженцев, считают, что этим должны заниматься общественники, у которых для этого нет ни материальных, ни административных ресурсов. В частности, в исполкоме Казани, в органах соцзащиты и ФМС, куда приходят беженцы, на просьбу помочь с жильем, с деньгами и питанием, чиновники просто дают телефоны активистов общественных движений, рекомендуя обращаться к ним за решением всех вопросов.

На этом чиновники считают свою работу выполненной. Однако активисты, занимающиеся сбором гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей, вынуждены объяснять звонящим, что собирают и отправляют помощь тем, кто сейчас находится в эпицентре боевых действий, т.е. в гораздо худших условиях. Возможностей же предоставить жилье для беженцев в Татарстане у них нет. Нет возможности и в регулярном снабжении деньгами.

Естественно, общественники не отказывают обратившимся и не бросают их в беде, пытаются любым способом решить проблемы, но они могут это сделать максимум для нескольких десятков человек. Притом, что счет только "официальных" беженцев в Татарстане уже перевалил за тысячу. А ведь есть еще и "неофициальные", приехавшие в республику на попутных машинах, нигде пока не зарегистрированные. И их гораздо больше. Это вторая, очень серьезная проблема.

Третья проблема - это тихий саботаж со стороны местной этнократии. Уже сообщалось, что проведение благотворительного концерта в помощь Новороссии возле Татарского государственного академического театра им. Г. Камала в Казани пытался сорвать его директор... Подливают масла в огонь и некоторые "национально-ориентированные" издания, настраивая население против беженцев из Новороссии. А вот призывов о помощи пострадавшим от гражданской войны ни в местных СМИ (контролируемых "министерством пропаганды" - госагентством "Татмедиа"), ни на улицах городов, ни на трассах Татарстана, где полно рекламных конструкций, не видно.

Стоит упомянуть и позицию институтов не государственных, однако по своей сути должных с особым сочувствием относиться к обездоленным - Татарстанской митрополии РПЦ и Духовного управления мусульман Татарстана. Да, отдельные приходы занимаются сбором гуманитарной помощи, в ДУМ один раз собрали пожертвования во время концерта на стадионе "Казан-Арена", на собранные деньги закупили продукты. Однако абсолютно непонятно, что мешает руководству митрополии взять на себя заботу о беженцах, разместить их в монастырях и на подворьях? Ведь скоро наступят холода, большинству негде жить, а работать они готовы просто за еду.

Да и муфтият в состоянии мобилизовать крупные и богатые мечети Татарстана для помощи беженцам, расселить переселенцев по махаллям - в деревнях и селах. Не может же только Центр исламской культуры "Иман", эта общественная организация со своими скромными возможностями, собирать гуманитарную помощь.

На собрании активистов в Казани было учреждено Народное движение "Помогаем Новороссии" (руководителем избран председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов), которое должно выполнять координирующую функцию. Туда вошли члены старообрядческой общины старо-поморского согласия Казани, активисты Национально-освободительного движения (НОД), движения "Созидание", Центра исламской культуры "Иман" Казани, Национально-демократической партии, Общества русской культуры Татарстана, Русского собрания Казани, украинской общины Набережных Челнов.

Цели движения "Помогаем Новороссии" остались прежними: сбор гуманитарной помощи, помощь беженцам, взаимодействие с государственными органами и информационное обеспечение этой деятельности.

Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии