Этнократия в Татарстане стремится не только мифологизировать историю края, но и диктовать свое видение истории России. Делается это любыми способами, в том числе с помощью волюнтаристских методов, в частности, запретов культурно-массовых инициатив, не соответствующих "представлениям о прекрасном". Такой вывод напрашивается при анализе побудительных мотивов проведения фестиваля "Великий Булгар", который пройдет в Спасском районе Татарстана 16-17 августа этого года.

Превратившись сегодня в популярное хобби не только молодежи, но и взрослых людей, метод исторической реконструкции чаще проходит в форме турниров и имитации полевых "сражений", хотя может выражаться и в строительстве репликаций, в которых воссоздается эпоха. В Татарстане имеется подобный пример - это крепость Иске-Казан (Старая Казань) возле села Камаево Высокогорского района, воссоздающая средневековое городище и получившая статус государственного историко-культурного и природного музея-заповедника.

Однако, как выясняется, турниры и сражения в Татарстане можно проводить исключительно в контексте той трактовки истории, которой с начала 1990-х годов придерживаются в Казанском кремле. Воссоздавать события, которые не вписываются в парадигму идеологов татарского национал-сепаратизма, запрещено. Это стало понятно после срыва реконструкции Куликовской битвы в мае этого года, организуемой в Болгаре силами российских патриотических организаций, казачества и Русской православной церкви.

Следует напомнить, что 2014 году под патронажем Московской Патриархии по всей России проходят мероприятия, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского (1314-1392). Именно по этому поводу была запланирована историческая реконструкция Куликовской битвы под Болгаром, что вызвало крайнее раздражение у татарских националистов. В симпатизирующих им региональным СМИ началось нагнетание истерии в контексте "оскорбления памяти татарского народа".

Как сообщало ИА REGNUM, восстановлением Болгарского историко-культурного заповедника последние четыре года энергично занимается бывший президент Татарстана, а ныне госсоветник Минтимер Шаймиев, который старается превратить его в центр религиозного паломничества. Понятно, что проведение любых мероприятий на территории заповедника или рядом с ним курируется им лично.

Попытка организаторов реконструкции Куликовской битвы объяснить, что, во-первых, мероприятие не преследует цели оскорбить татар, а, во-вторых, пройдет не на территории Болгарского историко-культурного заповедника, а на городском стадионе, в расчет принята не была.

Здесь стоит пояснить, что Куликовская битва сегодня трактуется историками не как межнациональный или межрелигиозный конфликт между русскими и татарами. Более того, некоторые историки доказывают, что князь Дмитрий Донской отправился на битву с темником Мамаем, будучи вассалом золотоордынского хана Тохтамыша, а вот сам Мамай выступал в роли узурпатора власти. Татарские же националисты интерпретируют ее исключительно только как начало заката Золотой Орды.

В Казани любят тешить себя "великим прошлым татар, когда мы Русь держали на коленях". Понятно, что в такой парадигме мышления Куликовская битва - это крайне неприятное напоминание о событиях, задевающее у националистов "святые чувства". В итоге, видимо, по настоянию Минтимера Шаймиева реконструкция Куликовской битвы в Болгаре была запрещена к проведению, хотя в этом городке русские составляют около 83% населения.

Отметим, что во всем цивилизованном мире исторические реконструкции не воспринимаются как оскорбление. Например, реконструкция Бородинского сражения не означает, что организаторы хотят унизить французов, а реконструкция Ледового побоища не воспринимается посольством Германии в России как антинемецкая акция. Почему-то у европейцев хватает ума смотреть на подобные мероприятия спокойно, без эмоций, не придавая этому политической подоплеки. В Казанском кремле так не умеют.

Понимая, что после этого запрета остался осадок, никак не способствующий укреплению репутации "региона толерантности" в федеральном информационном поле, в Казанском кремле решили подсластить пилюлю - устроить любителям истории другой праздник, но заменив исторический период и подав его в "правильной" интерпретации. Фестиваль "Великий Булгар" будет посвящен периоду XIV-XV вв. Это время, когда завоеванный ханом Батыем Болгар был уже в составе Золотой Орды и в Казанском ханстве. Хотя хронологически Куликовская битва (1380 год) также попадает на этот период, выделять ее не станут.

Следует отметить, что для Минтимера Шаймиева (который воспринимает возрождение Болгара очень лично) есть одна проблема, которую он пока не может решить: туристический поток в древнюю столицу Волжской Булгарии крайне мал. Сделать рентабельным, приносящим прибыль за счет туристов Болгарский историко-культурный заповедник не получается. Он находится далековато от Казани, туристы, приезжающие в Казань, быстрее доберутся до православного Свияжска, чем до Болгара. Кроме того, у иностранных туристов нет большого желания смотреть на новоделы, которые за последние четыре года там появились. В этой связи, 7-10 тысяч человек, которые, как планируют организаторы, приедут на фестиваль "Великий Болгар", это неплохой вклад в туриндустрию. Остается только сожалеть, что дремучий национализм помешал увеличить эту цифру вдвое.

Айрат Ахметзянов, политолог