Как уже сообщило сегодня ИА REGNUM-МариNews, новым главным федеральным инспектором по Республике Марий Эл назначена Ирина Татаринова. "Марийская правда" опубликовала интервью с Валерианом Егоровым, оставившим этот пост ради должности ректора Марийского педагогического института.

Справка. Егоров Валериан Александрович родился 10 октября 1954г. в д.Ярамор Волжского района Марий Эл в многодетной семье. После окончания Сотнурской средней школы пошел машинистом на Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Прошел пограничную службу в армии на советско-китайской границе. Вернувшись, работал радиорегулировщиком на Волжском электромеханическом заводе. На конкурсной основе был направлен на учебу в высшую школу КГБ СССР. По окончании вуза по распределению проходил службу в органах госбезопасности Туркмении.

По семейным обстоятельствам (трагической смерти родителей) возвратился в Марий Эл, где продолжил службу в качестве старшего следователя госбезопасности по особо важным делам. Участвовал в создании и становлении в республике налоговой полиции и Управления судебного департамента при Верховном Суде РФ. Более трех лет занимал должность главного федерального инспектора по Республике Марий Эл аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Сочетает госслужбу с педагогической деятельностью. В течение 10 лет преподает в МарГУ и МОСУ. Занимал должность заместителя завкафедрой на юридическом факультете МарГУ. Кандидат наук, доцент. В конце лета отметил серебряную свадьбу. Имеет сына и дочь.

- Известие о том, что главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл намеревается стать ректором Марийского педагогического института имени Крупской вызвало удивление среди преподавателей вуза и породило немало слухов. Чем вызвано столь неожиданное решение заняться научно-хозяйственной деятельностью?

- В сфере образования я работаю около 10 лет. С момента создания юридического факультета при МарГУ совмещаю государственную работу с педагогической. Всегда чувствовал стремление заниматься творческой, научной, педагогической деятельностью. К тому же хотелось что-то сделать в институте, поднять имидж и статус вуза.

Когда был объявлен конкурс на замещение должности ректора МГПИ, я все серьезно обдумал, согласовал вопрос с президентом республики Леонидом Игоревичем, с полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко. С предложением принять участие в конкурсе ко мне приходили и многие ученые. Я посмотрел материалы аттестации вуза, встретился с преподавателями МГПИ, ректорами вузов республики, представителями Министерства образования, все взвесил и только после этого принял решение участвовать в конкурсе.

С 30 октября я официально приступил к обязанностям ректора вуза и фактически сложил полномочия главного федерального инспектора.

- Работа в структуре аппарата Сергея Кириенко вас разочаровала?

- Нет, работа интересная. Просто, проработав главным федеральным инспектором три с половиной года, я многое переосмыслил, по-другому взглянул на свою жизнь. На посту ректора я могу реализовать свой потенциал, свои творческие способности...

- Уже известно, кто займет ваше место?

- Пока на пост главного федерального инспектора никто не назначен, основная нагрузка легла на федерального инспектора Алексея Чепайкина. Кто будет работать на моем месте, решает Сергей Владиленович совместно с администрацией Президента России. Известно, что в конкурсе участвуют несколько человек. Свято место пусто не бывает - определятся, отберут достойного.

- Вы имели высокий статус, известность. Не считаете свою новую должность понижением по службе?

- У меня никогда не было стремления к карьере. Главное - остаться на своей человеческой позиции и всегда заниматься тем, что тебе по душе. Хотелось делать что-то нужное и видеть результат своей работы, реализовать себя в чем-то одном, но погрузиться в работу не на полставки, а полностью. Заняться конкретным направлением науки, теоретическими разработками, защитить докторскую диссертацию, публиковаться, писать книги, готовить аспирантов.

Я не считаю должность ректора понижением. Просто это другая сфера деятельности. Политика имеет свои тонкости, наука - свои. Для меня наука ближе.

- Ходят слухи о том, что у вас (как ГФИ) были напряженные отношения с Правительством Марий Эл, что сыграло свою роль в вашем решении оставить госслужбу?

- Нет. Это мое собственное добровольное решение. Я полагаю, что недоброжелатели пытались намеренно искать какие-то проблемы во взаимоотношениях службы ГФИ и республиканского правительства. Это проблемы надуманные. Достаточно конструктивные отношения складывались у нас и с Леонидом Игоревичем, и с членами правительства, и с Государственным собранием, и с главами муниципальных образований.

Попытки спровоцировать между нами конфликт были, но фактических конфликтов мы не допустили. Да, я имел свою позицию по ряду проблем. Но это нормальное деловое взаимодействие. В ходе работы всегда возникают вопросы, к решению которых можно относиться по-разному, поскольку есть разные варианты их разрешения. Но некоторые пытались получить от этого свои политические дивиденды, вставить клин между Правительством республики и службой главного федерального инспектора.

- Некоторые из претендентов на президентское кресло, участвовавших в прошлых выборах, в частности, Иван Тетерин, вошедший в тройку лидеров, уверяли, что не "оставят" республику и будут оказывать ей посильную помощь даже в случае проигрыша. Что вы можете сказать об их вкладе в процветание Марий Эл за истекшие 3 года?

- Каждый имеет право быть избранным. Многие из кандидатов приехали со стороны, хотели использовать территорию, население, не зная особенностей республики. Сделать что-то для Марий Эл в отрыве от нее сложно.

- Каково ваше мнение о работе Президента Марий Эл и сформированного им аппарата руководства?

- Еще до президентских выборов, когда кандидатов согласовывали на уровне федеральной власти, позиция службы ГФИ в отношении Леонида Маркелова была определена достаточно конкретно - поддерживать и оказывать посильную помощь в рамках соблюдения закона. И впоследствии служба оказывала возможное содействие избранному президенту республики в реализации намеченных программ. Мы неоднократно встречались с Леонидом Игоревичем и один на один, и на уровне Правительства Марий Эл, и совместно с Кириенко и его заместителями, которые приезжали в республику. Каждый из нас принимал участие в общем деле. Зная политическую и экономическую обстановку в республике, мы старались предотвратить зарождающиеся кризисные ситуации на ранней стадии.

Публично о многом не говорилось, но результаты работы свидетельствуют о многом. Мы привели в порядок правовое, экономическое пространства. Может, не все получается так быстро, как хотелось бы... Тянуть республику вверх в наше время нелегко, и на это есть разные причины.

Но налицо: установление стабильности в республике, участие в федеральных программах, проведение ярмарок социально-культурных проектов. Федеральный центр помогает Марий Эл намного активнее, чем раньше, выделяются средства.

- Вы кандидат юридических наук, доцент, но на место ректора МГПИ претендовали и доктора наук, и профессура, в том числе пользующаяся широкой поддержкой преподавателей вуза. Что, по-вашему, повлияло на выбор научных работников - популярность главного федерального инспектора или ваша известность в научной среде?

- Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, роль в этом сыграли несколько факторов. До выборов я встречался со всеми трудовыми коллективами и свою предвыборную программу сделал исходя из общения с людьми, выяснив, какова ситуация в вузе, что волнует работников, какие вопросы и как они хотели бы решить.

В моей программе было обозначено 4 блока - оптимизация кадровой политики, совершенствование образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности, улучшение материально-технической базы, а также обеспечение социальных гарантий педагогов и студентов. Я почувствовал настроение людей.

Преподаватели МГПИ, в свою очередь, хотели, чтобы в вуз пришел человек со стороны, со свежим взглядом, известный в научной и политической среде, имеющий творческий потенциал, знающий коридоры власти и настроенный работать. Видимо, народ мне поверил. Так что вместе с коллективом будем делать хорошее доброе дело.

Также хочется поблагодарить Леонида Игоревича, Правительство, Госсобрание, аппарат Кириенко, Минобразования России и Марий Эл, которые помогали мне на всех этапах выборов на ректорский пост.

- В республике, по сути, два вуза, которые готовят специалистов одного профиля. Причем найти работу по специальности этим специалистам довольно сложно, поскольку школы не нуждаются в таком огромном количестве учителей. Насколько правдивы слухи о том, что пединститут планируют объединить с МарГУ или вообще закрыть?

- Этот вопрос мы обсуждали и с Президентом Марий Эл, и в Министерстве образования России. Ничего подобного не планируется. Напротив, мы рассчитываем повысить статус вуза, сделать его университетом. Конечно, надо работать. Будем искать свою нишу. Есть интересные предложения. Начнем активно заниматься международным сотрудничеством, грантовой деятельностью, будем работать с другими вузами, в том числе иностранными, открывать новые специальности, которые сейчас востребованы на рынке труда.

Сегодня никто не готовит, например, гувернанток, менеджеров в сфере образования. Будем стремиться и к тому, чтобы расширить возможности выпускаемых специалистов, чтобы они могли применить себя в разных сферах. Со следующего года при МГПИ планируется открытие лицея. В перспективе с участием нашего вуза будет создана система непрерывного образования: школа - лицей - колледж - институт - курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Намечено открыть профильные классы при школах в городах и районах.

- После открытия новых специальностей вуз по-прежнему останется педагогическим или изменит свою направленность?

- Думаю, что будет усилено социальное направление, но традиционное - педагогическое - останется. Время покажет. Сейчас вуз расширяется. Будем готовить специалистов не только для нашей республики, но и для других регионов. Планируется ввести в эксплуатацию 4 новых учебных корпуса, один из которых будет сдан уже в следующем году.

- В какой срок пединститут реально может приобрести статус университета?

- От трех до пяти лет. Три года это минимум. Нам нужно время, чтобы подтянуться. Существуют 10 критериев, которым должен соответствовать университет. Они связаны с количеством докторов, кандидатов наук в вузе, научной работой, техническим обеспечением, наличием необходимой литературы и так далее.

- Новая метла метет по-новому. Изменится ли институтский жизненный уклад с вашим вступлением в должность? Полетят ли головы?

- Постепенно будет меняться стиль работы. Изменится стиль работы управленцев. Начинаю предъявлять строгие требования к оформлению документов, их соответствию стандартам. Определено, кто и за что отвечает. Постепенно проведем аттестацию управленцев, выясним - насколько они соответствуют занимаемой должности. Пересмотрим должностные инструкции. Внимательно обдумаем штатное расписание. Планируем открыть докторантуру для педагогов, расширить спектр аспирантуры.

Коллектив вуза работает хорошо, профессионально, есть новаторские подходы. Но есть и проблемы. Нужно увеличивать количество докторов наук, кандидатов наук, стимулировать научно-исследовательскую деятельность. Необходимо искать дополнительные источники финансирования для того, чтобы создать нормальные условия для работы ученых, чтобы преподаватели могли работать и зарабатывать законным путем.