Армения и Азербайджан ведут сегодня переговоры вокруг Казанского документа 2011 года, который азербайджанский президент в последний момент отказался подписывать, и который основан на Мадридских принципах и предполагает решение карабахского конфликта на основе трех базовых принципов - неприменение силы, территориальная целостность и право народов на самоопределение. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян, говоря в интервью телеканалу Armnews о прошедшей в Сочи 10 августа трехсторонней встрече с президентами РФ и Азербайджана.

Какой-либо конкретной договоренности касательно интенсификации переговоров на высшем уровне, по словам Саргсяна, на встрече достигнуто не было: "Очевидно, что проблемой занимается в основном Минская группа ОБСЕ. Однако все три президента (стран-сопредседателей МГ ОБСЕ - прим. ИА REGNUM) периодически выделяют время для решения этой важной проблемы". Как он считает, для президента России Владимира Путина было важно выяснить, хотят ли стороны урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и каковы их ожидания, и "российский лидер достиг своей цели".

Отдельной договоренности по сохранению режима прекращения огня, как рассказал Саргсян, президентами также достигнуто не было, исходя из того, что это само собой подразумевается. "Не думаю, что стоит говорить о новом соглашении. Какая разница, подписывается это соглашение сейчас или было подписано ранее - в 1994 и 1995 гг.? Стороны обязаны выполнять требования этих соглашений. Другое дело, если будут новые положения, на основании которых будет подписано новое соглашение о неприменении силы. Это более высокий уровень, нежели соглашение о прекращении огня. В целом и сопредседатели, и мы поднимаем подобные вопросы, но пока мы не видим, чтобы Азербайджан положительно реагировал на это", - подчеркнул армянский лидер.

В то же время президент не считает, что инциденты в зоне конфликта и на армяно-азербайджанской границе будут продолжаться с той же интенсивностью, поскольку опыт показал, что ВС Армении полностью контролируют ситуацию, а все попытки азербайджанской стороны терпят провал.

"В целом самым действенным механизмом пресечения инцидентов является внедрение механизма их международного расследования. Если мы сможем разработать подобный механизм, я считаю, что это станет серьезным стимулом для пресечения нарушений, поскольку подобные механизмы предполагают выявление виновных и осведомление об этом международное сообщество. Поэтому нам необходимо работать в этом направлении", - сказал он.

Комментируя слухи о возможном размещении в регионе российских миротворцев, Саргсян отметил: "Я впервые слышу об исключительно российских миротворцах, а в целом Мадридские принципы предполагают размещение миротворцев по всей линии соприкосновения, то есть - между сторонами. Но это - не тема переговоров, поскольку тут должен быть обсужден исключительно принцип: будут миротворцы или нет. В Казанском документе это положение есть. А состав и полномочия миротворческих сил будут определены в Большом соглашении, которое должно последовать после подписания этого документа".

Глава государства также не видит необходимости в реакции ОДКБ на инциденты на армяно-азербайджанской границе. "Конечно, ОДКБ могла среагировать, и это могло быть обусловлено лишь техническими проблемами. Насколько я знаю, генсек ОДКБ в ближайшее время посетит Армению. Это уже проявление отношения, и у вас будет возможность задать ему этот вопрос. Я действительно думаю, что в этом не было необходимости. Если кто-то думает, что после реакции ОДКБ азербайджанцы немедленно остановились бы, то думаю, он ошибается. Что же касается позиции ОДКБ в целом, то она отражена в документе от 2012 года, который не потерял силу. Позиция ОДКБ однозначно ясна", - заключил президент Армении.