Правительство Белоруссии постановлением № 745 от 1 августа существенно сократило финансирование государственных программ и мероприятий на 2014 год в рамках мер по "оптимизации" госрасходов, сообщает пресс-служба Совмина Белоруссии. "По итогам I полугодия 2014 г. на основе уточненных возможностей банков и ревизии проектов, включенных в государственные программы, ресурсы сконцентрированы на объектах с высокой степенью готовности и окупаемости", - сказано в официальном комментарии.

После "коррекции" плана финансирования проектов в промышленности и строительстве объемы кредитования уменьшены на 0,7 трлн бел. рублей ($68 млн), на капитальные вложения в сельском хозяйстве - на 3 трлн бел. рублей ($290 млн). В Совмине отметили: "Оптимизированы объемы и перечень объектов кредитования молочной отрасли, птицеводства, картофелеводства. При этом увеличены объемы кредитования сельскохозяйственных организация на закупку техники и горючесмазочных материалов". В рамках решения проблематики уборочной кампании 2014 года Совмин РБ решил "за счет кредитов обеспечить сельхозорганизации новейшей техникой и всеми необходимыми материалами, в том числе топливом".

"Объем финансирования государственных программ и мероприятий в 2014 году по уточненному плану составит порядка 34 трлн рублей", - проинформировали в правительстве постсоветской республики. В эквиваленте данная сумма в белорусских рублях составляет $3,3 млрд.

С целью усиления контроля за кредитованием объектов с государственной поддержкой постановлением Совмина установлен запрет на строительство объектов в рамках госпрограмм, не включенных в план финансирования. Для повышения ответственности руководителей Минэкономики разработает нормативный правовой акт, устанавливающий ответственность за начало строительства объектов без подтвержденных источников финансирования. Кроме того, планируется завершить разработку нормативной правовой базы вводящей конкурсный принцип отбора проектов в госпрограммы и наделения государственного "Банка развития Республики Беларусь" функциями координатора всех госпрограмм.

Как сообщало ИА REGNUM, в ходе президентской кампании 2010 года власти Белоруссии пошли на административное повышение зарплат и другие популистские меры, повлиявшие на кризис 2011 года. МВФ и другие международные финансовые институты отказали официальному Минску в кредитной поддержке, указывая на необходимость сокращения государственных расходов, снижения роли государства в экономике и выполнение ранее сделанных рекомендаций, противоречащих заявленному Александром Лукашенко курсу на построение "рыночного социализма" ("белоруской модели"). Финансовую поддержку официальному Минску оказала лишь Россия, в т.ч. через Антикризисный фонд ЕврАзЭС, однако власти Белоруссии не выполнили взятых на себя обязательств перед фондом и до сих пор не получили последний транш $3-миллиардного кредита.

По мнению независимых экспертов, Александр Лукашенко не желает сокращения госсектора и ограничения административного вмешательства в экономические процессы, усматривая в этом угрозу политической системе постсоветской республики. Как итог, отмечают экономисты, Белоруссия является многолетним евразийским лидером по темпам инфляции, отсутствие структурных реформ не позволяет развиваться перспективным секторам экономики, а официальные планы социально-экономического развития не сбываются.