Инциденты на линии соприкосновения Вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха обусловлены глубокими первопричинами, которые частично обусловлены неконструктивной позицией Азербайджанской стороны. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил посол России, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров, комментируя резкое обострение в зоне нагорно-карабахского конфликта, наблюдаемое в последнюю неделю. По словам дипломата, эти первопричины заранее предопределили, что инциденты на линии соприкосновения возможны и даже неизбежны

. "В 1991-1994 году азербайджанская сторона проиграла в войне. Затем руководство Баку вместо того, чтобы работать над разрешением карабахского конфликта политическими средствами, при помощи переговоров и поиска компромиссов, постепенно (особенно эта тенденция проявилась при нынешнем президенте Ильхаме Алиеве) перешло к разным формам силового давления. Мотивация - надежда, что такой подход окажется результативнее с точки зрения реализации интересов Азербайджана. Но сегодня азербайджанская сторона не учитывает, что она же уже проходила через это, и для нее результат оказался плачевным", - заметил Владимир Казимиров.

По словам собеседника, который в девяностых был непосредственным участником процесса формирования армяно-азербайджанских договоренностей о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта, попытка Баку отодвинуть во времени перемирие с армянской стороной еще больше усугубила положение Азербайджана. "Сколько времени Гейдар Алиев (не говорю уже об Эльчибее) тянул с перемирием. Тянул-тянул, и в итоге это обернулось семью районами вокруг Нагорного Карабаха, которые оказались под контролем армян. После этого разумным решением для Азербайджана стал бы поиск компромиссов... Но нет, во главу угла был поставлен принцип "не давать покоя оккупантам", что сегодня стало первопричиной инцидентов на линии соприкосновения - перестрелок, диверсионных вылазок и так далее", - подчеркнул председатель Совета ветеранов МИД РФ.

При этом Казимиров указал, что вышеизложенное - политическая первопричина, но есть также военно-техническая. "Сегодня мы видим, что инциденты на стыке ВС в зоне конфликта фактически стали рутинным делом, они происходят с определенной периодичностью. И здесь не просто уместно, а необходимо вспомнить одну дату, а именно: 18 февраля 1994 года. В этот день в Москве на встрече, которую вел глава Минобороны РФ Павел Грачев, министры обороны Армении и Азербайджана на тот момент - Серж Саргсян и Мамедрафи Мамедов - в моем присутствии подписали соглашение, согласно которому после прекращения огня стороны разведут свои силы, отойдут от линии соприкосновения. Представитель Нагорного Карабаха тоже подписал документ. Все это записано в протоколе, подписи под документом стоят как стояли... Но проходит несколько недель, и азербайджанская сторона отказывается отводить свои войска", - рассказал дипломат.

Казимиров перечислил еще несколько нюансов, которые наглядно демонстрируют деструктивную позицию Баку в процессе урегулирования карабахского конфликта. "Элементарная человеческая логика подсказывает (вообще-то даже требует), чтобы было подписано соглашение о неприменении силы. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, главы стран-сопредседателей неоднократно в своих заявлениях указывали на недопустимость применения силы или угроз сделать это. Ильхам Алиев не возражал, но через некоторое время обязательно говорил о том, что Азербайджан оставляет за собой право применить силу... Так переговоры не ведутся. Если вы серьезная, договороспособная и ответственная сторона, умеющая реализовывать на деле то, что было подписано на бумаге, подпишите подобное соглашение. Заявления - это одно дело, и какими бы громкими они не были, юридически обязывающий документ всегда громче. В свое время мы, посредники, обратили внимание на тот факт, что отсутствие подобного документа создает определенные "инцидентные" риски. Азербайджан отказывался отводить войска, ситуация становилась опасной, и посредники МГ ОБСЕ разработали соответствующий проект соглашения "Об укреплении режима прекращения огня". По сути, речь там как раз шла о предотвращении инцидентов на линии соприкосновения Вооруженных сил в зоне карабахского конфликта. Он был сформулирован таким образом, чтобы подчеркнуть согласие высших должностных лиц, то есть президентов, сторон конфликта. Текст соглашения на русском и английском языках был отправлен армянскому лидеру Левону Тер-Петросяну, президенту Азербайджана Гейдару Алиеву и Роберту Кочаряну, руководящему Карабахом. 4 февраля 1995 года министры обороны трех сторон подписали этот документ, 6 февраля он вступил в силу. Однако, опять же, вскоре Азербайджан начал все явнее уходить от его выполнения. Более того, существование этого документа всячески замалчивается. Попробуйте найти упоминания о нем в азербайджанских источниках, тем более официальных...", - сказал дипломат, подчеркнув, что об этом соглашении время от времени напоминают сопредседатели МГ ОБСЕ, но делают это "слишком скромно", в виде призыва.

"Но призыв уже неуместен, за 20 лет назрела совершенно иная, более крутая постановка вопроса: почему азербайджанская сторона, почему официальный Баку подписал некое соглашение, но отказывается его выполнять? Если бы Азербайджан действовал цивилизовано, а не нахраписто и бесцеремонно, как он это делает сейчас, то там есть целая палитра вариантов, позволяющих "отделаться" от неугодного соглашения: внести в него поправки, предложить армянской стороне пересмотр документа, денонсировать, в конце концов - таким должно быть нормальное, цивилизованное "общение" между двумя субъектами международного права. Но Баку ведет себя так, словно этого соглашения просто не существует", - подчеркнул дипломат.

По оценке Казимирова, на этом фоне заявления высших государственных лиц Азербайджана, в том числе президента Ильхама Алиева о том, что эта страна - надежный партнер, выглядят просто нелепо. "Меня это "умиляет". Потому что имидж у Азербайджана совершенно противоположен тому, о чем говорит Алиев: создается впечатление абсолютной недоговороспособности, неумении держать слово и исполнять взятые на себя, юридически закрепленные обязательства. Ведь подписать что-то - это не самое важное, нужно еще сделать это", - напомнил он.

Далее Владимир Казимиров затронул вопрос об инцидентах уже не в зоне карабахского конфликта, а непосредственно на границе между Арменией и Азербайджаном. Экс-посредник МГ ОБСЕ рассказал, что 8 июля 1993 года лично вел переговоры между представителями президентов Армении и Азербайджана, где им был предложен пакет мер по нормализации обстановки на армяно-азербайджанской границе. "Армянская сторона в рамках рабочего обсуждения представила ряд замечаний, а азербайджанская стала "отползать" от подписания соглашения. Правда, после этого в последних числах августа 1993 года при посредничестве Казахстана армяно-азербайджанская договоренность по вопросу инцидентов на границе все же была достигнута. Карабах там представлен не был, но и тема собственно карабахского конфликта не затрагивалась", - отметил посол, продолжив: "Тем не менее, когда сегодня происходит инцидент на армяно-азербайджанской границе, вспоминается, что кое-кто 20 лет назад "отполз". Армяне все время поднимали вопрос о создании механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения, азербайджанская сторона не соглашается. Кто бы ни был виноват в каждом конкретном случае - армянин, азербайджанец или карабахский солдат, - это мелкие причины по сравнению с огромной двойной первопричиной - лозунгом "нет покоя оккупантам" и нежеланием отвести войска. Обе эти причины созданы Баку. Далее, кто не признает бессрочность перемирия в карабахском конфликте? Конечно, Азербайджан. При этом Гейдар Алиев отлично понимал, что перемирие как раз таки будет бессрочным. До окончательного документа были небольшие договоренности о прекращении огня - на 3 дня, на неделю и пр., всегда оговаривались конкретные сроки. Большое соглашение 1994 года не знает никаких сроков, что значит (и это принято в международной практике), что оно бессрочно. Но сегодня Баку все чаще говорит о каких-то временных рамках, сроках, что на самом деле никак не вписывается в логику соглашения о прекращении огня", - уверен Владимир Казимиров. Дипломат также припомнил азербайджанской стороне, что уже при Ильхаме Алиеве мы стали свидетелями того, как азербайджанские передовые позиции приблизились к армянским, что, естественно, сильно повысило вероятность инцидентов на линии соприкосновения.

"Это беглое перечисление, которое охватывает далеко не все нюансы. Но оно явно показывает, с кем мы имеем дело, почему происходят инциденты на линии соприкосновения, почему умирают люди. Отказ отводить войска, отзывать снайперов, сближение постов, нежелание признавать бессрочность перемирия, история с соглашением 4 февраля 1995 года, неприятие идеи о создании механизма расследования инцидентов - этого хватит с лихвой. И за всем этим стоит Азербайджан", - сказал Казимиров.

Напоследок дипломат, отвечая на просьбу дать прогноз о намеченной встрече президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева с российским лидером Владимиром Путиным в Сочи 8-9 августа, выразил уверенность, что подобные встречи на высшем уровне следует только приветствовать. "Это относительный сброс напряжения, некоторое смягчение ситуации, хоть и кратковременное. Но такие встречи - не панацея, и не стоит ждать, что после одной из них все уладится, будто по мановению волшебной палочки. Для реальных позитивных изменений в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно нечто большее, а именно: смена агрессивной, топорной, ущербной до примитивизма политики официального Баку. В этом ключ к миру", - резюмировал Владимир Казимиров.