В очередном конфликте израильтян и палестинцев вокруг Газы пока не удаётся выйти на долгосрочное прекращение огня и заключение сторонами окончательного перемирия. Несколько кратковременных пауз в военной операции Израиля, установленных по гуманитарным соображениям, сменилось введением сравнительно продолжительного приостановления боевых действий. Утром 1 августа вступило в силу перемирие между Израилем и ХАМАС. Как и в предыдущие случаи, соблюдение режима прекращения огня было незамедлительно поставлено под вопрос. Взаимные обмены ударами продолжились. Сомнения в жизнеспособности нового перемирия усилились в связи с появившимися сообщениями о взятии палестинцами в плен израильского офицера. Как потом выяснилось, военнослужащий Армии обороны Израиля не был захвачен, он погиб в бою. В ответ израильские подразделения заблокировали город Рафах на юге Газы, откуда предположительно, с использованием одного из подземных туннелей, углубившегося в территорию Израиля на 2 км, была осуществлена вылазка боевиков, приведшая к гибели израильских военнослужащих.

Многое свидетельствует в пользу затяжного характера нынешней фазы военного противостояния израильтян с хамасовцами. В первые две недели обмена ракетными ударами, ограниченных вылазок израильского спецназа вглубь палестинского анклава вероятность скорейшего завершения операции "Несокрушимая скала" была достаточно велика. Но израильскому правительству удалось выстоять перед внешним давлением и не допустить развала правящей коалиции. Некоторые недовольства в стане близких к ведущей партии страны "Ликуд" сил были успешно локализованы. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху добился благоприятного для себя общественного мнения и позиций основных политических сил в деле продолжения операции в Газе. Впрочем, кабинету Нетаньяху ещё предстоит определиться с главным вопросом всей нынешней военной кампании: каковы её конечные цели?

Первоначально поставленные задачи - существенный урон инфраструктуре ХАМАС, ликвидация полевых командиров движения и наиболее радикальных его элементов, - в целом выполнены. Интенсивность ракетных и миномётных обстрелов из Газы в израильскую сторону заметно убавилась. И к моменту установления 3-дневного перемирия, начиная с 1 августа, в израильском правительстве всё чаще стали задумываться над дальнейшим целеполаганием в отношении ХАМАС. Возможность постановки цели "полной капитуляции" ХАМАС продолжает обсуждаться в Тель-Авиве. На это указывает ряд факторов, среди которых выделяется складывающийся для израильской стороны благоприятный региональный фон для перехода к "затяжной войне" в Газе. Если конфликт не удалось свернуть в сжатые сроки, которыми можно было считать временной отрезок в две недели, значит, он принимает затяжной характер. Между тем, постановка цели "полной капитуляции" ХАМАС, о которой много пишет израильская пресса, не совсем ясна. Диапазон интерпретации столь жёсткой цели весьма широк - от полного "физического устранения" палестинского движения с территории Газы, до, например, "депортации" всего политического и военного актива ХАМАС за пределы Палестины. И та, и другая цели представляются далёкими от их реального воплощения на практике. Сопутствующие им имиджевые и иные потери для Израиля настолько велики, что трудно представить обращение кабинета Нетаньяху к подобной модели поведения в Газе. В сугубо военном аспекте, добиться "полной капитуляции" ХАМАС не осуществимо без масштабной наземной операции ВС Израиля, которая фактически будет означать повторную оккупацию палестинской территории. Именно воздержание израильтян от оккупации анклава позволило им добиться благоприятного регионального фона для продолжения операции.

Условная "красная линия", очерченная известными противниками Израиля на Ближнем Востоке, в виде оккупации Газы не была пересечена кабинетом Нетаньяху. Ливанское движение "Хизбалла" дало понять, что не намерено вмешиваться в израильско-палестинский конфликт открытием "второго фронта" на границе Ливана и Израиля. Попытки политического руководства ХАМАС склонить бывших партнёров к совместной борьбе оказались тщетными. Как передают ближневосточные источники, лидер "Хизбаллы" шейх Хасан Насралла радушно принял представителей ХАМАС и палестинской группировки "Исламский джихад" в Бейруте, обратившихся к нему с просьбой открыть "второй фронт". Но этим всё и ограничилось. Конкретных действий из Южного Ливана в отношении Израиля не последовало. Эксперты склонны объяснять это двумя основными причинами. Во-первых, ресурсы "Хизбаллы", которая самым активным образом вовлечена в конфликты на территории Сирии и Ирака, а также должна быть в постоянной готовности к возможным провокациям на территории собственно Ливана, не безграничны. По приблизительным данным, шиитское движение задействовало в Сирии свыше 5 тысяч (1), в Ираке - около 200 бойцов (2). Нельзя сбрасывать со счётов и работу эмиссаров "Иракского государства Ирака и Леванта" в лагерях палестинских беженцев на ливанской территории, что также требует от "Хизбаллы" отвлечение определённых людских ресурсов. Во-вторых, отношения ХАМАС и ливанских шиитов далеки от былого партнёрства. Виной тому занятая палестинцами в своё время позиция в отношении Сирии, где они поддержали те силы, которые воюют против союзников "Хизбаллы".

Данный ряд можно продолжить ещё одним фактором. Любое вовлечение "Хизбаллы" в открытый конфликт с Израилем будет подразумевать во всём этом участие Ирана. Без санкции и практической поддержки последнего ожидать подобного серьёзного шага от шейха Насраллы в нынешних сложнейших условиях распылённости ресурсов ливанского движения было бы наивным. Но у Тегерана едва наметился шанс выйти на некие продолжительные договорённости с Западом в целом и с США в частности, чтобы можно было весь наработанный за последние несколько месяцев позитив ставить под удар одним неоднозначным шагом.

Если хамасовцам неоткуда ждать реальной помощи, то израильтяне получают возможность досконально просчитать все плюсы и минусы "затяжной войны" в Газе. Чем они собственно занимались все три дня "гуманитарной передышки". Не теряли времени и главные внешние посредники, занятые поиском путей умиротворения израильтян. В скорейшем окончании конфликта палестинцы заинтересованы в большей степени, в то время как для израильтян не всё так очевидно. Американцы предлагают им взять за основу будущего перемирия с палестинцами условия прекращения огня, достигнутые в ноябре 2012 года (по завершении операции ВС Израиля "Облачный столп" в Газе, которая длилась одну неделю, с 14 по 21 ноября). На это в Тель-Авиве отнеслись с нескрываемым раздражением. Суть комментариев израильской прессы сводится к деликатной, но, в то же время, мало скрываемой иронии в связи с неадекватными ситуации предложениями внешнеполитического ведомства США. Президент Барак Обама ранее отправил своего госсекретаря Джона Керри в регион с задачей в сжатые сроки добиться подписания сторонами окончательного соглашения о прекращении огня. Но Керри вернулся фактически ни с чем. Более того, по итогам вояжа главы Госдепа стало известно о телефонном разговоре между Обамой и Нетаньяху "на повышенных тонах". Израиль дал понять, что выдвигаемая американцами основа для переговоров с палестинцами в виде соглашения двухлетней давности их абсолютно не устраивает. То соглашение не решило, например, такой вопрос, как ликвидация всей инфраструктуры снабжения ХАМАС в Газе оружием (подземные туннели). А без этого пункта в новом соглашении, Израиль, который продолжает обдумывать стратегию "полной капитуляции" ХАМАС, считает любые будущие соглашения повторением прошлых ошибок. С сохранением нынешних коммуникаций ХАМАС быстро восстановит свой военный потенциал, как это сделала, например, "Хизбалла" после Второй ливанской войны летом 2006 года.

Видные американские эксперты, которые в своё время были в непосредственной гуще событий ближневосточного мирного процесса, признают ущербность "черновых" предложений госсекретаря Керри. Бывший спецпредставитель президента США на Ближнем Востоке, впоследствии советник Обамы по ближневосточной политике Деннис Росс (ныне довольствуется аналитической работой в Вашингтонском институте ближневосточной политики) пишет о том, что израильская пресса буквально "растерзала" Керри за его миротворческие предложения (3). Даже левые издания Еврейского государства, которые прежде не были замечены в серьёзной критике администрации Обамы (к примеру, газета "Haaretz"), не преминули возможностью указать главному американскому дипломату на неадекватность его "черновиков". Указанная газета отмечала, что "Керри не является антиизраильским политиком, напротив, он верный друг Израиля, но его поведение в последние дни вокруг достижения режима прекращения огня ставит серьёзные сомнения в его посреднических услугах и восприятии региональных событий" (4).

Армии обороны Израиля ещё предстоит большая работа в русле склонения ХАМАС к "полной капитуляции". Поступающие с палестино-израильского фронта сводки указывают: несмотря на ощутимые потери, понесённые в результате израильских ударов, силы ХАМАС сохранили свою боеспособность и оказывают сухопутным частям противника упорное сопротивление. Об этом свидетельствуют растущие потери среди личного состава ВС Израиля. На подготовку к продолжительным военным действиям, помимо прочего, настраивает приказ армейского командования Израиля о дополнительной мобилизации 16 тысяч резервистов.

Конфликт в Газе, если он всё же примет затяжной характер, предоставляет Израилю ещё одну возможность показать миру, что он имеет ресурсы действовать в кризисные периоды практически в автономном режиме. Сложные отношения Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива (за исключением, пожалуй, Катара) с ХАМАС дали израильтянам ещё одну подпорку в благоприятном региональном фоне для ведения "затяжной войны". Своей несговорчивостью с американской администрацией, которая норовит продиктовать израильским властям условия перемирия, Еврейское государство зарабатывает внешнеполитические очки в глазах крупнейших ближневосточных сил. Таковы нынешние времена в этом неспокойном регионе мира - даже твои враги начинают относиться к тебе с определённой симпатией, когда ты говоришь сверхдержаве твёрдое "нет" и можешь вести с её лидером разговор "на повышенных тонах".

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM

Источники:

(1) Maria Abi-Habib, Shiite Militias Decamping From Syria to Fight in Iraq // The Wall Street Journal, June 17, 2014.

(2) Haytham Mouzahem, Lebanese Hezbollah unlikely to intervene in Iraq crisis // Al-Monitor, July 7, 2014.

(3) Dennis Ross, How to Think About the New Middle East // The Washington Institute, July 30, 2014.

(4) Barak Ravid, Kerry's latest cease-fire plan: What was he thinking? // Haaretz, 27.07.2014.