Вторая волна e-commerce в России. Как застолбить площадку сегодня: Интервью с Дмитрием Завалишиным

Ульяновск, 25 июля 2014, 11:41 — REGNUM  18-20 июля в Ульяновской области прошла 4 международная IT-конференция ULCAMP-2014. В палаточном лагере на волжском берегу каждое лето собираются IT-специалисты и профессионалы из других отраслей - инвесторы, предприниматели, представители бизнес-сообщества России и мира. В этом году на конференцию приехали специалисты из США, Германии, Великобритании и других стран. Среди знаковых фигур в ULCAMP-2014 принял участие известный российский программист, создатель операционной системы "Фантом", генеральный директор холдинга DZ Systems Дмитрий Завалишин. Он представил свой взгляд на историю российской электронной коммерции и ее перспективы. Среди клиентов DZ Systems - лидеры в области e-commerce "Юлмарт" и "Яндекс".

Дмитрий, поделитесь впечатлениями об ULCAMP, оправдала ли конференция ваши ожидания?

Это по-настоящему пляжная конференция, большинство участников живёт в палатках, всё происходит на песке на берегу Волги. Так что плавки и шлёпанцы оказались необходимы. Я выступал в основной программе с докладом об истории e-commerce в России, рассказывал на открытых микрофонах про ОС "Фантом" и технологическую платформу "Апрентис". Жаль, что в итоге не смог послушать всё, что хотелось. Интересные доклады, интересные люди и очень хорошая организация. В следующем году опять поеду на ULCAMP.

Вы известны как человек, который не просто создал "Яндекс. Маркет", а стоял у истоков "Яндекса" и поднимал его, когда проект был стартапом.

Я подключился в 2000-м, когда "Яндекс" стал превращаться из внутреннего экспериментального проекта компании "Комптек" в крупнейший портал страны. Тогда мысль про крупнейший портал была недостижимой мечтой, но такая цель стояла с самого начала, и это очень воодушевляло. В "Яндексе" я отвечал за портальные и инфраструктурные сервисы - почти за всё, кроме поиска. Но, конечно, самый известный результат работы - "Яндекс.Маркет". Ключевые идеи такого проекта возникли у меня ещё раньше - так сложилось, что "Яндексу" было интересно развивать e-commerce направление, а у меня были идеи и энергия для их реализации. Сначала я как проектный менеджер реализовал первый e-commerce проект компании, "Яндекс.Гуру". Затем длительное время в должности начальника отдела разработки портала работал над тем, чтобы построить инфраструктуру (внутреннюю шину портала, технологию компонентной языконезависимой разработки) и методику проектирования, производства и тестирования сервисов "Яндекса". Когда всё было налажено, и отдел начал выпекать компоненты портала, как горячие пирожки, на базе этой технологии я занялся интегральным e-commerce проектом, который и получил имя "Яндекс.Маркет".

Что из себя представляет сегодняшняя электронная коммерция, если смотреть глазами специалиста?

Сегодня российская электронная коммерция - целый конгломерат подсистем и сервисов, которые решают группу сложнейших задач, чтоб обеспечить пользователя полной информацией о товаре, помочь ему с выбором, предложить сопроводительные товары или услуги. В современной экосистеме e-commerce сам магазин неизбежно провязан со множеством сторонних сервисов и инструментов. Кроме того, сегодня электронный магазин - система, ориентированная на очень высокую нагрузку. А если учесть маркетинговую активность и сезонные распродажи, то он должен быть готов к пиковой нагрузке, которая в разы превышает обычную. Если говорить про современные выскокнагруженные веб системы, то e-commerce - это флагман в области веб-разработки, стимулирующий разработчиков ПО к штурму новых вершин.

Многие мечтают заработать на торговле в интернете, считая, что это не требует больших первичных затрат. Даете ли вы консультации в области электронной коммерции?

Компании DZ Systems делают заказную разработку программного обеспечения. Наше дело - создать идеальную площадку, которая может обеспечить бизнес-задачи заказчика. Постановка бизнес-задач, строго говоря, не наше дело, но у нас есть большой опыт, приличные бизнес-компетенции, поэтому мы занимаемся и консалтингом, ведь в итоге все равно отвечаем за реализацию бизнес-целей клиентов. Мы ведем довольно много проектов по консалтингу и разработке. Из тех компаний, которые на слуху, это, например, "Яндекс" и "Сбербанк АСТ". То, что мы сделали для "Яндекса", уже работает, и я уверен, что вы пользовались этим сервисом, но я не имею права сейчас об этих проектах рассказывать, пока действует соглашение о неразглашении.

Интересно услышать Ваш прогноз развития e-commerce в ближайшей перспективе.

Специфика момента - крупные оффлайновые бизнесы начинают выходить в интернет и организуют там каналы продаж. Выход осложняется тем, что они имеют большую клиентскую базу и оборот в оффлайне. А онлайн сначала дает маленький оборот, умеренную прибыль, а то и убыточность. С этой точки зрения внедрение онлайного бизнеса - стратегическая проблема. Но ее выполнять надо, чтоб не оторваться от рынка, который выходит в интернет. Процесс можно сопоставить с тем, что проходило с бумажной прессой не так давно. Издателям важно было поймать момент, когда печатные СМИ еще приносили доход, а интернет - нет, но надо было успеть застолбить площадку. Сейчас то же самое происходит в e-commerce. Есть три волны выходов в интернет-ритейл: первая разбивается о рифы, третья опаздывает на уже занятый рынок, а вторая волна собирает все сливки. Мы сейчас находимся где-то в конце первой волны. Понятно, что выходить на рынок уже надо, но делать это надо в режиме управляемых затрат.

Кроме того, внедрение e-commerce решений в крупный устоявшийся бизнес - всегда большая интеграционная задача. Причем, что важно, интеграции подлежат не только программные компоненты системы, но и сами бизнес-процессы электронного канала продаж. Все это накладывается на неслабую конкуренцию на рынке, делая задачу достаточно серьезной.

Каким требованиям должно соответствовать программное решение сегодня, чтобы помочь заказчику занять место среди интернет-ритейлеров во второй волне?

Современное e-commerce решение, исходя из вышесказанного, должно соответствовать целой серии противоречивых требований. Быть надежным и недорогим, легко интегрироваться с существующими работающими в компании софтверными системами, быть достаточно гибкими, давая возможность на ходу менять процессы, чтоб соответствовать изменяющимся требованиям бэк- и фронт-офиса. Важно, чтоб оно стало современным по дизайну, в частности, легко адаптировалось к экранам настольных компьютеров или мобильных телефонов. Оно должно реализовывать широчайший спектр сервисов для конечного пользователя, который в России привык к хорошим услугам. И очень важно, чтобы проект по внедрению решения не затянулся на годы, рынок видел несколько нашумевших примеров среди крупных игроков, например,- супермаркетов, торгующих электроникой.

Назовите интересные элементы e-commerce решений из вашей практики.

К ключевым инструментам e-commerce относятся те, которые помогают в навигации по товарам, помогают выбрать или найти нужный товар. Две подзадачи решаются двумя разными инструментами. Это поисковая строка и инструменты подбора товара как методом традиционной фильтрации (выборов по характеристикам), так и при помощи механизмов на основе искусственного интеллекта, которые мы впервые применили в "Яндексе", а сегодня развиваем в рамках портала компании "Юлмарт". Я говорю о технологии "Яндекс.Гуру", которая через 10 лет трансформировалась в "DZ.Эксперт", она сейчас работает в "Яндекс.Маркете" и в "Юлмарте"...

Что ещё вы делаете для "Юлмарта"?

"Юлмарт" сегодня - бизнес федерального масштаба с огромной нагрузкой, технологически это очень сложный и ответственный проект. В 2013 году на сайте "Юлмарта" зафиксировано более 750 тысяч визитов в сутки в высокий сезон, а конверсия выросла на 19% и достигла 4,5%. Если конверсия - это результат общей работы, то коэффициент надежности (uptime), который составил 99,9%, - это наше достижение, такая цифра - предмет гордости инженеров и архитекторов DZ. Портал интересен не только своим масштабом, но и спектром решаемых задач с точки зрения функциональности. "Юлмарт" плавно мигрирует от магазина компьютерной техники и электроники к широкопрофильному интернет-мегамоллу. Сайт развивается в соответствии с растущими задачами, на нем регулярно появляются новые сервисы и обновления. К примеру, новые бизнес-функции - почтовая торговля, выездное обслуживание, а этим летом был запущен сервис для продажи авиабилетов "Юлмарт.Travel". Показательный проект с точки зрения процессов, существующих в сегодняшней e-commerce, - укрупнения и выдавливания с рынка мелких игроков. Продажа новых категорий товаров наработанной лояльной аудитории - одно из направлений, в которых двигается сегодня электронная коммерция.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.