На бирже можно будет обмениваться облигациями без продажи и покупки. Россия стала участницей Болонского процесса. Правила игры на рынке электроэнергии. Mynthon изготовят в Петербурге.

Вчера Законодательное собрание Санкт-Петербурга утвердило в целом городской бюджет на 2004 год. Основные параметры бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год: доходы - 81 988 млн. рублей, расходы - 85 687 млн. рублей, предельный размер дефицита - 3699 млн. Быстрое и практически беспроблемное прохождение документа через парламент в Мариинском дворце склонны объяснять тем, что было необходимо оказать доверие только что избранному губернатору Валентине Матвиенко. Между тем бюджет-2004 вряд ли был бы принят, если бы Смольный не предусмотрел в нем привычную так называемую депутатскую поправку (право тратить каждому парламентарию некоторую сумму на нужды своего округа). Эта практика, напомним, оспорена прокуратурой, и поэтому поправка тщательно скрывается в "теле" бюджета. Валентина Матвиенко сумела расположить к себе парламентариев не только тем, что изыскала во время обсуждения бюджета два дополнительных миллиарда в доходную часть городской казны, но и увеличением "депутатской поправки" до 40 млн. рублей на округ против прошлогодних 30 млн., сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Со следующего года городской комитет финансов совместно с СПБВБ готовится запустить на бирже новую форму сделки - switch. Участники таких торгов смогут обменивать одни петербургские облигации за другие без предварительной продажи первых и последующей покупки вторых. Для того, чтобы принцип торговли сохранялся, на бирже будет фиксироваться цена одной из бумаг. Предполагается, что фиксированные цены будут устанавливаться для так называемых базовых выпусков - на них инвесторы будут ориентироваться при операциях switch, а по ценам остальных бумаг будут торговаться. При этом в качестве базовых выпусков выступят займы, обладающие наибольшими объемами и ликвидностью. Первые сделки с петербургскими бумагами на СПВБ уже прошли, правда, пока без включения в торговую систему. Интересно, что аналогичный механизм по укрупнению займов ГКО-ОФЗ сейчас разрабатывает Минфин. Однако среди субфедеральных заемщиков Петербург является первопроходцем, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера Государственная дума РФ во втором чтении приняла законопроект "Об обязательном страховании вкладов физических лиц в российских банках". Как утверждают правительственные чиновники, его принятие позволит отказаться от практики хранения денег "в чулках". Согласно законопроекту в случае банкротства банка вклады размером до 100 тыс. рублей будут возвращаться россиянам целиком. Как заявил заместитель министра экономического развития и торговли России Аркадий Дворкович, законопроект полностью готов к введению его в действие. По его словам, правительству и Центральному банку придется пристально следить за тем, какие проценты по вкладам предлагают финансово-кредитные учреждения физическим лицам. "Ориентиром здесь может служить ставка рефинансирования Центрального банка (сейчас она составляет 16%). Если банк будет предлагать проценты выше нее, то это означает, что у него не все в порядке с ликвидностью. Ведь стоимость привлекаемых им ресурсов сейчас на рынке составляет от 7 до 8% годовых. Другими словами, ставка процента по вкладам должна находиться где-то между годовым уровнем инфляции и ставкой рефинансирования", сообщает "Деловой Петербург".

Этой осенью в Петербурге стартовал первый профессиональный конкурс брэндов "БРЭНДи СПб". Конкурс проводится под эгидой администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга при поддержке городского Клуба рекламодателей. Динамично развивающийся петербургский рынок потребовал появления нескольких конкурсов, способных оценить достижения петербургских компаний. Однако "БРЭНДи СПб" отличается тем, что это - единственный конкурс, который будет оценивать исключительно брэнды. Победит наиболее представленный на рынке Петербурга и области брэнд. В конкурсе уже изъявили желание принять участие многие известные компании, сообщают "Санкт-Петербургские ведомости".

В конце октября в Санкт-Петербургском университете состоялся международный семинар, в ходе которого министр образования РФ Михаил Филиппов представил "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ". Болонским процессом называют движение, цель которого - создание единого образовательного пространства в Европе, для чего системы высшего образования должны стать "прозрачными" и максимально сравнимыми. Недавно Россия стала участницей Болонского процесса, и теперь наше высшее образование будет безоговорочно признано в 40 странах Европы. "Мы уже третий год пытаемся прорубить окно в Европу, - заметил министр. - Кажется, это удалось. Правда, российской высшей школе предстоит невероятно большая и трудная работа. Но зато теперь мы перестали быть в изоляции". Об этом сообщает "Невское время".

Вчера в Москве было подписано соглашение о стабилизации тарифов на электрическую энергию в Санкт-Петербурге и области. То, что тарифы для населения в пяти регионах России с 1 ноября были снижены на 20%, сообщалось не раз и было закреплено в соответствующих документах. Торжественное подписание "московского соглашения" было задумано для того, чтобы снять опасения общества относительно реформы энергосистемы страны. Новые условия означают, что "Ленэнерго" теперь может приобретать на свободном энергорынке энергию на 5-9% ниже государственных расценок. Для того, чтобы работать по новым правилам, компании пришлось сделать свои топливные и финансовые балансы прозрачными, добиться доверия кредиторов и инвесторов. Об этом сообщают "Санкт-Петербургские ведомости". Сектор свободной торговли электроэнергией стране необходим, заявляют аналитики "Делового Петербурга". Следующим этапом либерализации рынка является создание регионального розничного рынка, целью которого является привлечение к рыночным отношениям потребителей электроэнергии Петербурга и области. Создание регионального рынка электроэнергии преследует две цели: формирование конкурентной цены, что, в свою очередь, привлечет инвестиции в энергетические компании; а также теоретически возможное снижение тарифов для потребителя. Главная проблема на настоящий момент - не решен вопрос запуска регионального рынка. Налицо отсутствие механизма участия потребителей, уходящих в свободный сектор рынка с регулируемого сектора, в перекрестном субсидировании. Но это - вопрос времени, так что, возможно, наш регион одним из первых в России подготовится к появлению регионального розничного рынка электроэнергии.

Проблему модернизации жилых домов первых массовых серий рассмотрят участники III международного конгресса, открывшегося вчера в Петербурге. Форум собрал руководителей отраслевых служб городских администраций, строительных, проектных организаций, архитекторов и бизнесменов. Дома, построенные в 50-70 гг., ветшают год от года, и проблема становится все острей. Только в Петербурге было построено 2400 зданий общей площадью около 9 млн. м2. Ныне в пятиэтажках проживает 11% петербуржцев, сообщает "Невское время".

Специальное приложение к газете "Деловой Петербург" целиком посвящено ресторанам. Клиента скидками не заманишь: человек, который пришел в ресторан, уже готов тратить деньги; скидка для него хоть и приятный, но не решающий фактор, заявляют аналитики издания. Все большую популярность в городе приобретают корпоративные вечеринки. По словам директора проектов "Гильдии мастеров" Ирины Алешиной, все залы в центре Петербурга, способные принять более 150 гостей, на конец декабря уже давно заказаны. Зачастую дворцовые залы на подобные пиковые даты арендуют кейтеринговые компании. Тем самым они вынуждают фирмы, занимающиеся обслуживанием и организацией праздников, прибегать именно к их услугам. В то же время организованный "под ключ" праздник позволяет руководству фирмы-заказчика переложить все заботы на плечи фирмы-исполнителя. Наиболее востребован сегодня вариант "микс" - компании, которые предлагают комплекс услуг: и кухню, и обслуживание, и шоу. Участники рынка кейтеринговых услуг отмечают обострение конкуренции, а рынок дифференцирует свои предложения. Клиент стал более разборчивым в выборе фирмы-исполнителя. Мнения игроков рынка кейтеринговых услуг и независимых наблюдателей совпадают в одном: в Петербурге высок спрос на кейтеринг "для развлечения", но недостаточно развит спрос на обслуживание международных и всероссийских бизнес-мероприятий: конгрессов, конференций, семинаров.

В Петербурге не так много заведений общепита, которые могли бы похвастаться историей и традициями. Кондитерская "Север" в 2003 году отметила вековой юбилей.

К 250-летнему юбилею, который Александринский театр отпразднует в августе 2005 г., должна быть построена вторая сцена театра на 400-500 мест. Проект оценен в 60 млн. долларов. Деньги будут поступать как из официальных источников - бюджета РФ, так и от инвесторов и меценатов. Внебюджетные инвестиции аккумулирует специально созданный для этих целей год назад фонд "Александринский меценат". Сейчас объявлен конкурс на проектирование нового здания. Заказчиком конкурса выступает ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Министерства культуры РФ.

Рекламу снимут в принудительном порядке: КГА представил перечень основных магистралей, с которых будет убрана значительная часть наружной рекламы. Снятие рекламных щитов и перетяжек, признанных не соответствующими эстетическим и этическим требованиям, начнется уже в 2004 году. По различным оценкам, оборот наружной рекламы на центральных улицах составляет до 5-6 млн. долларов в год. Рекламные бюджеты многих фирм уже сверстаны, потому можно ожидать, что за счет снижения числа наружных рекламоносителей будет увеличиваться реклама на телевидении и в газетах. По мнению игроков рынка, с исчезновением перетяжек на Невском проспекте значительно снизится их число и в тех районах, где подобный вид рекламы останется разрешен. Это решение городской администрации нанесет ущерб как городскому бюджету, так и бюджету рекламных компаний.

До конца года Управлению делами Президента РФ будет передана усадьба "Михайловка". Таким образом, в Петродворцовом районе будет уже две резиденции Президента РФ. При этом не исключается, что под те же цели впоследствии будут отданы и другие дворцово-парковые комплексы пригородов Петербурга, в частности, в Ораниенбауме.

Территориальное управление Ломоносовского административного района представило на выставке "Инвестиционный Петербург" проект инвестиционного развития прибрежной территории. Инвесторам предложена территория площадью около 500 га, на которой "идет хаотичное строительство с нарастанием транспортных и экологических проблем".

Петербургский филиал ОАО "ВымпелКом-Р" (торговая марка "БиЛайн") объявил о планах выхода на региональные рынки сотовой связи. По словам заместителя директора по коммерческим вопросам филиала Игоря Заруднева, в Новгороде "БиЛайн" запустит сеть в коммерческую эксплуатацию уже в декабре. В Карелии и Вологодской области - в I квартале 2004 г., а в Мурманской и Архангельской областях - в июне 2004 г.

Петербургский производитель медицинских пиявок "Биофабрика" наладил промышленный выпуск косметики на основе экстрактов из пиявок. Потребительский рынок фирма изучала с помощью петербургских аптек. Врачи-гирудотерапевты отмечают, что в процессе лечения пиявками улучшается состояние кожи. Средства по уходу за кожей компания разработала совместно с Институтом эволюционной физиологии и биохимии. Свою продукцию "Биофабрик" рассчитывает продвигать через косметические центры и магазины.

Один из крупнейших мировых производителей кондитерских изделий - финляндская компания Leaf OY - намерен в середине 2004 года открыть в Петербурге производство леденцов Mynthon. Для производства будут переводиться линии из Финляндии. Сумма объема инвестиций не называется. Руководство рассчитывает увеличить долю компании на рынке леденцов с 13% до 20%.

Научно-производственное предприятие ООО "Лазерные технологии" завершает испытания опытного образца лазерной установки для очистки узлов и агрегатов атомных подводных лодок. Разработанную технологию также можно применять в реставрационных целях: для очистки памятников, решеток, фасадов зданий.

Автоматизированная система управления продажами "Теплоком-Сбыт", реализованная на основе модуля "управление сбытом" ERP-системы Microsoft Business Solutions-Axapta 3.0, позволила ЗАО "Теплоком" повысить рентабельность бизнеса. По истечении 4 месяцев с начала работ система уже обеспечивает компании серьезные конкурентные преимущества и работает на возврат инвестиций в ERP-систему. Об этом сообщает "Деловой Петербург".