Иван Бургуджи: Молдавия не является договороспособным субъектом в отношениях с Гагаузией

Кишинёв, 21 Июля 2014, 18:18 — REGNUM  

Председатель постоянной комиссии Народного собрания Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ Иван Бургуджи прокомментировал для ИА REGNUM принятие парламентом Молдавии в первом чтении пакета законодательных инициатив, ущемляющих интересы Гагаузской автономии:

"К сожалению, приходится в очередной раз с горечью признать тот факт, что политика, проводимая официальным Кишиневом по отношению к официальному Комрату, характеризуется агрессивностью, вызывающим хамством и ложью. При этом ложь возведена в ранг государственной политики, реально препятствующей руководству страны быть адекватным и договороспособным субъектом в проводимой ими внутренней и внешней политике.

Свидетельством тому служат безответственные и бездумные действия, а также высказывания депутата парламента Молдавии, почетного председателя Демпартии Молдавии, председателя совместной рабочей группы депутатов парламента Республики Молдова и Народного собрания Гагаузии по рассмотрению вопросов об исполнении конституционных положений, относящихся к статусу АТО Гагаузия, господина Дмитрия Дьякова и его друзей по Коалиции проевропейского правления в парламенте страны, приведшие к принятию парламентом 18 июля 2014 года в первом чтении, голосами 36 депутатов, в нарушение закона о регламенте парламента, пакета законодательных инициатив, касающихся Гагаузской автономии. Эти действия напоминают клоунаду и целенаправленную антигагаузскую кампанию, а не поступки зрелых государственных мужей, ратующих и болеющих за укрепление целостности и суверенитета независимого молдавского государства.

При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что авторы законопроекта со стороны парламента Молдавии подготовили его келейно, в полулегальной форме, без привлечения депутатов Народного собрания Гагаузии и учета их мнения, хотя любые решения в процессе работы рабочей комиссии (группы) должны были приниматься только путем обсуждения и консенсуса, - таковы правила и условия работы по принятию решений совместной рабочей комиссией (группой) депутатов парламента Республики Молдова и Народного собрания Гагаузии. Мало того, господин Дмитрий Дьяков, как председатель совместной рабочей группы (комиссии) со стороны парламента Республики Молдова, в присутствии всех членов совместной рабочей группы (комиссии) заверил всех, что без согласия гагаузской стороны не направит предложенный ими законопроект в парламент страны. На деле все получилось в точности до наоборот. Обещания остались лишь пустым звуком, призванным усыпить и обмануть не только гражданское общество страны, но, в первую очередь, жителей Гагаузии в преддверие предстоящих парламентских выборов, чтобы обманным путем заполучить их голоса...

Авторы указанного законопроекта явно преднамеренно пытаются ввести в заблуждение не только своих коллег в парламенте и общественность страны, но и представителей международных организаций, аккредитованных в Молдавии, утверждая и распространяя явную ложь, что стороны нашли взаимопонимание по данному вопросу, что по данному вопросу было проведено шесть заседаний рабочей группы, а также круглый стол в Комрате.

Действительно, шесть заседаний рабочей комиссии (группы) и круглый стол в Комрате были проведены, но на них обсуждались совершенно другие вопросы, в частности необходимость и обязанность парламента Республики Молдова рассмотреть законодательные инициативы Народного собрания Гагаузии в парламенте страны. С точки зрения официального Комрата, крайне важно в первоочередном порядке рассмотреть инициативу Народного собрания Гагаузии об определении места закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" в иерархии законов Республики Молдова. Тем более что сами депутаты парламента Молдавии признали, что "все предложения Народного собрания Гагаузии слишком комплексны". При этом следует подчеркнуть тот факт, что для рассмотрения и принятия указанной инициативы Народного собрания Гагаузии не требуется проведения никаких дополнительных предварительных дискуссий, экспертиз и международно-правовых оценок, поскольку эксперты Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) и ОБСЕ однозначно высказались в пользу именно такого пути определения механизма реализации норм закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Нужно только одно: желание парламента Республики Молдова показать добрую политическую волю к решению накопившихся проблем между официальными Кишиневом и Комратом.

Посол Евросоюза господина Пиркка Тапиола, присутствовавший на некоторых заседаниях совместной рабочей группы (комиссии) пообещал приложить максимум усилий и содействия для рассмотрения и принятия парламентом Республики Молдова предложенных Народным собранием Гагаузии законодательных инициатив до осенних парламентских выборов.

К сожалению, именно желание и политическая воля депутатов парламента Молдавии и высшего руководства страны, к разрешению накопившихся проблем между официальным Кишиневом и официальным Комратом, напрочь отсутствуют. Об этом свидетельствует принятие парламентом страны не обсужденного и не согласованного с членами рабочей комиссии (группы) от Народного собрания Гагаузии законопроекта, преследующего основную цель - неправомерную попытку сужения базовых прав и полномочий АТО Гагаузия, вопреки основному принципу Евросоюза - принципу субсидиарности.

При этом следует подчеркнуть и тот факт, что принятием данного законопроекта по сути запускается механизм роста напряженности и нагнетания нового витка противостояния и конфронтации между официальным Кишиневом и официальным Комратом.

Депутаты парламента Республики Молдова явно лукавят, лицемерят и банально лгут утверждая, что предложенный ими законопроект "не затрагивает интересы Гагаузии, а создает позитивный прецедент".

Наоборот, разработанный келейно и тайно в авральном порядке указанный законопроект носит явно деструктивный характер и направлен в первую очередь против интересов Гагаузии; он противоречит нормам конституции Республики Молдова и закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) от 23 декабря 1994 года; противоречит выводам и рекомендациям Мнения по праву Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) и экспертов ОБСЕ, которые члены совместной рабочей группы (комиссии) договорились взять за основу в своей работе.

Между тем, выводы и рекомендации Мнения по праву Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) № 191/2001 от 21 августа 2002 года "Об изменениях и дополнениях к Конституции Республики Молдова, в частности касающихся статуса Гагаузии" прямо предписывают, что:

- территориальная автономия Гагаузия носит больше политический, чем административный характер;

- специальный органический закон является правовой основой функционирования Гагаузской автономии, закон от 23 декабря 1994 года может быть рассмотрен уже в качестве такого закона в свете статьи 111.2 Конституции Республики Молдова;

- специальный органический закон следует отличать от других органических законов, касающихся как материальных, так и официальных уровней;

- конституция Молдавии и специальные органические законы представляют собой конституционную основу, которая определяет развитие всех других норм - не должно быть закона или другого нормативного акта противоречащего положениям конституции и специального органического закона;

- органические и обычные законы Республики Молдова могут быть реализованы (применены) в Гагаузии, если они не противоречат конституции и положениям специального закона о статусе Гагаузии;

- ни один закон или нормативный акт Республики Молдова не может иметь юридической силы на территории Гагаузии, если он противоречит нормам конституции или закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

Следует также подчеркнуть и тот факт, что эксперты Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВ СЕ) еще в июне 1999 года в своем отчете CG/DUR 6 (16) подчеркивали и указывали властям Молдавии, что "закон об особом статусе Гагаузии был принят квалифицированным большинством, и таким образом является частью конституционного ядра, а его положения в силу законодательной иерархии являются обязательными для молдавского законодателя".

Игнорирование высшими органами власти и управления Республики Молдова выводов и рекомендаций Мнения по праву Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), экспертов ОБСЕ, а также Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВ СЕ) по вопросу соблюдения безусловных прав и полномочий АТО Гагаузия свидетельствует о том, что руководство Республики Молдова ни при каких обстоятельствах не намерено строго соблюдать взятые на себя обязательства перед международным сообществом, что может в дальнейшем привести к новому витку противостояния и конфронтации между официальными Кишиневом и Комратом.

Совершенно справедливые и правомерные призывы депутатов Народного собрания Гагаузии к руководству Республики Молдова о необходимости строгого и неукоснительного соблюдения прав и полномочии АТО Гагаузия, вытекающих из ратифицированных Республикой Молдова норм международно-правовых актов, конституции страны и закона "Об особом правом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" натыкаются на непонимание и необоснованные обвинения в "сепаратизме", "радикализме", "экстремизме", "воинствующей риторике", "конфронтации и групповых интересах", "призывах на баррикады" и прочей дребедени...

Об этом в очередной раз свидетельствует преднамеренная и циничная ложь, звучащая из уст депутатов парламента Республики Молдова, коллег и сообщников по Коалиции проевропейского правления о том, что "в Комрате и в Кишиневе есть радикалы, но нужно между ними лавировать, чтобы вся страна не пошла на баррикады", что "требования депутатов Народного собрания Гагаузии являются радикализмом и воинствующей риторикой групповых интересов" и т.д.

А это в свою очередь означает только одно: официальный Кишинев и в дальнейшем намерен строить свои взаимоотношения с официальным Комратом не в рамках правового поля, строго и неукоснительно соблюдая нормы права и безусловно исполняя принятые своим же парламентом законы, а в рамках выдуманного и всемерно культивируемого им специально для Гагаузии и европейских лохов параллельного права...

На мой взгляд, ни к чему хорошему такое пренебрежительное отношение официального Кишинева к своим обязанностям по отношению к правам и полномочиям Гагаузии, не приведет, а наоборот может способствовать активизации нового витка конфронтации и противостояния между центром и автономией. Такое ощущение, что официальный Кишинев, в настоящее время, именно этого и добивается, пытаясь залить тлеющие угольки недовольства тоннами бензина..."

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
06.12.16
Бабич посоветовал главам регионов не лезть в работу федеральных ведомств
NB!
06.12.16
Рейтинг доверия Сергею Аксёнову осложняют невыполненные обещания
NB!
06.12.16
Назарбаев: «Казахстан был колонией России»
NB!
06.12.16
Искушение святым Антонием: католики Львова требуют от Украины вернуть свое
NB!
06.12.16
Прокуратура внесла представление главе Севастополя за ледяную блокаду
NB!
06.12.16
«Слабое место» челябинского губернатора и слухи об отставке
NB!
06.12.16
Проект «Айсберг»: осваивать Арктику в интересах РФ будут подводные роботы
NB!
06.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк II
NB!
06.12.16
«Шок!»: Первого вице-спикера Рады в Киеве месяцами «разводили» на бензине
NB!
06.12.16
Путин призвал не подвергать эрозии Конституцию РФ
NB!
06.12.16
Global Times: Китай не должен позволять Трампу пользоваться собой
NB!
06.12.16
Офицеры ВСУ проходят учебу в школах НАТО — хакеры «Спрут»
NB!
06.12.16
NI: Противостояние СССР и США могло иметь альтернативный финал
NB!
06.12.16
«Предложение разрешить «скорым» таранить машины не пройдет в Госдуме»
NB!
06.12.16
СМИ: Трамп хочет отобрать у индейцев их богатые нефтью земли?
NB!
06.12.16
Рейтинг открытости министерств и ведомств в России
NB!
06.12.16
EAF: Австралия должна вернуться к серьезной внешней политике
NB!
06.12.16
«Я возвращаюсь». Фанфары и аплодисменты. Гагик Царукян
NB!
06.12.16
В России выросла доля заемщиков с крупными кредитами
NB!
06.12.16
Дисквалифицированной за допинг Степановой дали премию за «правду»
NB!
06.12.16
Лавров: США отказались от своего же предложения по Алеппо
NB!
06.12.16
Долг перед РФ — последний гвоздь в гроб режима Порошенко: обзор экономики