Автопроизводители Казахстана рассказали о том, как узбекские авто мешают развитию отечественного автомобилестроения, сообщает Tengrinews.kz.

Президент одного из казахстанских автомобильных заводов Ерик Сагымбаев считает, что для того, чтобы автопроизводители Казахстана смогли успешно экспортировать свою продукцию, необходимо «выровнять» отношения с внешнеторговыми партнерами, а именно с Узбекистаном. По его словам, начиная с 90-х годов Казахстан был ключевым рынком сбыта для узбекского автопрома. Автомобили UZ-Daewoo поставлялись на отечественный рынок на беспошлинной основе и потому входили в первую тройку марок по объемам импорта.

Как известно, в текущем году в техрегламент Казахстана были внесены поправки, которые ограничили доступ узбекских авто на рынок Казахстана. «Спустя считанные месяцы Узбекистану удалось добиться отмены новых требований казахстанского техрегламента. К чему это привело? Менее чем за один месяц в Казахстан было завезено 20 тысяч автомобилей. Для сравнения, за весь прошлый год в нашу страну было импортировано 13,3 тысячи узбекских авто. Давайте называть вещи своими именами: таким образом мы дотируем развитие узбекского автопроизводства, не получая ничего взамен. Даже гипотетической возможности доступа автомобилей казахстанской сборки на соседний рынок. В этом вопросе, на мой взгляд, должна восторжествовать внешнеторговая справедливость — либо узбекские коллеги предоставляют равноправный беспошлинный доступ на собственный рынок, либо логика требует введения аналогичных мер в отношении узбекской продукции. То есть таможенный тариф и акцизы, которые действуют на узбекской границе для нас. Тогда баланс будет восстановлен», — заявил Сагымбаев.

Директор консалтинговой компании Олег Алферов уточняет, что помимо узбекских авто, автопроизводителям Казахстана сильно вредят и поставки транспортных средств из Украины. Речь идет о Daewoo Nexia в Узбекистане и ZAZ Chance на Украине. «Казахстан до недавнего времени дотировал производство одного и того же корейского потомка Opel Kadett в двух постсоветских государствах. Безусловно, это выгодно Украине. Украинский «АвтоЗАЗ» получает часть комплектующих из Кореи, часть из Польши, там же штамповка кузова, сварка, окраска. В Казахстан поступает готовый автомобиль в разобранном виде. Часть — и в собранном. То есть «автопроизводитель» Казахстана — это третьи руки, на которые ложится лишь сборка и таможенная очистка по нулевой ставке», — рассказал собеседник.

По его данным, за период с начала работы Таможенного союза узбекский и украинский автопром отгрузили в Казахстан 33 тысячи автомобилей. «Это почти весь прошлогодний сбыт казахстанских автопроизводителей. Поневоле задумаешься, нет ли в казахстанском правительстве узбекского и украинского лобби?» — добавил Алферов.

Кроме этого, эксперт отмечает, что поставки китайских автомобилей также растут «в одностороннем порядке» и грозят автопроизводителям Казахстана. По его информации, производители КНР давно изучают возможности входа на российский рынок через Казахстан. «В Семее выпускались автомобили FAW. Скоро этот проект должен «переехать» в Кустанай и пополниться легковой техникой Geely», — уточнил спикер.

Ранее сообщалось, что автопроизводители Казахстана сейчас представлены пятью предприятиями и ни одно из них не может заявить о полноценном экспорте своей продукции за исключением разовых поставок. Приоритетным рынком для них является Россия. Другие страны пока только рассматриваются. Одной из причин такой ситуации эксперты называют утилизационный сбор, который вынуждены платить автопроизводители Казахстана в России.