Глава Гагаузии Михаил Формузал на днях сотворил сенсацию - предложил рецепт урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Косвенно и завуалировано, излагая какие-то свои принципы подхода "ко всем замороженным конфликтам" в интервью азербайджанскому publika.az, Формузал провел параллели между Гагаузией и Нагорным Карабахом. "Я всегда привожу в пример Гагаузскую автономию, как редчайший случай практически мирного урегулирования территориального конфликта. Все годы, что я возглавляю Гагаузию, я стараюсь убедить руководство страны, что создание автономии в составе Молдавии - это большое достижение, из которого можно сделать успешную модель для решения аналогичных проблем во всем мире", - заявил гагаузский политик. Одним словом, утверждает Формузал, замороженные конфликты надо решать путем автономизации спорных территорий.

Надо сказать, замороженные конфликты, особенно на постсоветском пространстве - сложная тема. Их решают годами, десятилетиями, а дипломатические усилия по достижению мира перемешиваются с человеческой кровью и сорванными жизнями реальных людей. А еще у каждого такого конфликта находится уйма комментаторов, которые своими зачастую некомпетентными мнениями, сказанными издалека и невпопад, вредят процессу урегулирования. Формузал, наполненный гагаузской мудростью по решению конфликтов, является примером как раз такого комментатора. Свой ответ по карабахской теме он начал с признания: "Ко всем замороженным конфликтам, особенно, если речь идет о межнациональных конфликтах, я стараюсь относиться исходя из единых принципов", - заявил главный гагауз, тем самым лишив смысла все свои последующие мысли. Ему то ли знания исторического не хватило, то ли смелости признать, что в мире не существует двух идентичных конфликтов, к которым здравый человек может относиться "исходя из единых принципов" или которые можно решить аналогичным образом.

Тем не менее, Формузал довел свою мысль до конца, перечислил три "авторских принципа" урегулирования конфликтов. Один из них, как уже было сказано выше, автономизация спорных территорий, то есть в случае с Карабахом, надо полагать, край должен войти в состав Азербайджана на правах автономии. Автору этих строк, будем честными, неизвестно, какова доступность интернета в Гагаузии, но если глава этого края удосужится должным образом решить этот вопрос, то он же может открыть любой поисковик и поискать "Нагорно-Карабахская автономная область". Тогда, возможно, копилка его знаний пополнится тем фактом, что суть нагорно-карабахского конфликта - нежелание народа Карабаха быть в составе Азербайджана как раз в статусе автономии. Зачем тогда, спрашивается, погибли десятки тысяч людей, а на линии соприкосновения до сих пор убивают с печальной регулярностью?

Два других принципа, высказанные Формузалом, гениальны до банальности. Во-первых, "ключевую роль в урегулировании должны играть сами стороны конфликта, а роль международного сообщества должна ограничиваться созданием условий для переговорного процесса". Во-вторых, "лучше 10 лет вести переговоры, чем один день хорошо повоевать". В-третьих, Земля круглая; в-четвертых, Африка далеко. Впрочем, последние два пункта - это не гагаузское ноу-хау, но относятся к той же категории банальностей.

В общем, все сводится к предложению ввести Карабах в состав Азербайджана, озвученному под аккомпанемент примитивных высказываний. Справедливости ради, у ереванских таксистов рецепты решения региональных конфликтов побогаче будут, да и пореалистичнее. Жаль, азербайджанские СМИ не берут у них интервью, а обращаются с просьбами к Михаилу Формузалу. Ему, к слову, стоило бы почитать про Карабах - что это такое, где на карте искать, что за конфликт... А до тех пор лучший выбор - помолчать.

Эмиль Бабаян (Ереван)