О том, насколько возможно вовлечение РФ в войну на Украине в интервью ИА REGNUM рассказал руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

ИА REGNUM: Каковы возможные действия России в случае учащения обстрелов непосредственно российской территории, в том числе пограничных КПП, с украинской территории?

Замглавы МИД РФ Григорий Карасин заверил, что действия Москвы в ответ на обстрелы российской территории "будут жесткими, конкретными". Затем появилось заявление вице-спикера Совета Федерации Евгения Бушмина о возможности нанесения точечных ударов по украинской территории в ответ на подобные инциденты. О возможности нанесения таких ударов со ссылкой на анонимные источники в Кремле сообщало и издание "Коммерсант".

Тем не менее, вспомним, что "утечки из Кремля", содержание которых потом воплощалось на практике, за последнее десятилетие можно пересчитать по пальцам. Стиль российского руководства при Владимире Путине - не долго готовить общественность заранее, а напротив, ставить других политических игроков перед фактом, пусть и с соблюдением всех предосторожностей. Поэтому весьма жесткие заявления членов парламента и даже высокопоставленных сотрудников МИД - не свидетельство того, что Москва ответит на пограничные провокации ударами по территории Украины. Да и известное содержание переговоров между Владимиром Путиным и Ангелой Меркель в Рио-де-Жанейро говорит, скорее, о том, что пока прямого силового вмешательства России в ситуацию вокруг Донбасса ждать не следует. "Срочное возобновление работы контактной группы по Украине", обсуждавшееся на данной встрече, вряд ли возможно в случае перехода России к прямым силовым действиям.

В целом же, как минимум с конца апреля 2014 года, становится очевидно, что Москва постарается максимально избежать прямого вовлечения в войну в Новороссии. Такое вмешательство, среди прочего, может привести к долговременному прекращению транзита российского газа через украинскую территорию, что создаст серьезные проблемы в отношениях между Россией и ее партнерами в ЕС.

ИА REGNUM: Какова целесообразность введения бесполетной зоны над Донбассом, какие могут быть последствия?

Прецедент создания бесполетной зоны без санкции Совбеза ООН существует. США, Франция и Великобритания объявили о поддержке таковой на севере Ирака после восстания курдов и в августе 1992 года - на юге той же страны после восстания шиитов. Впрочем, и тогда Вашингтон и его союзники пытались ссылаться на резолюцию Совбеза ООН, текст которой, правда, не содержал прямого указания на применение подобных мер. Идея ряда американских политиков ввести бесполетную зону над Сирией в одностороннем порядке, обсуждавшаяся еще летом 2013 года, не нашла поддержки в американском Белом Доме и Пентагоне. Отметим, что в связи с подобными инициативами представитель МИД РФ Александр Лукашевич в июне 2013 года заявлял: "Все эти маневры вокруг бесполетных зон - это прямое следствие неуважения международного права". Именно невозможностью получить поддержку Совбеза ООН в вопросе о бесполетной зоне над Донбассом объяснял отказ Москвы от официального заявления такой инициативы замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов.

К тому же, действия Москвы по созданию бесполетной зоны над Новороссией в одностороннем порядке означало бы прямое вмешательство российских военных в данный конфликт. Ведь для обеспечения такого решения российским летчикам понадобилось бы патрулировать небо над местом военных действий. А вооруженное вмешательство в данных конфликт Кремль пока, судя по всему, отвергает.

ИА REGNUM: Как будут влиять беженцы на экономику России?

Многие российские регионы, в которых концентрируются беженцы с Украины, отличаются довольно высокими показателями безработицы. Конечно, в Крымском федеральном округе уровень безработицы, по крайней мере, по официальным данным, не очень велик (около 1,5% от экономически активного населения в республике Крым и около 0,8% в Севастополе). Однако в Южном и Северокавказском федеральном округе эти показатели достаточно высоки (около 5,9% и 11,3% соответственно). Достаточно высок он и во многих конкретных регионах, где был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с появлением беженцев (например, 10,2% в Калмыкии). То есть и без того серьезные трудности при трудоустройстве беженцев с Украины выглядят еще заметнее учитывая уровень безработицы в многих российских регионах, куда они отправляются.

Таким образом, экономику данных регионов затронет, прежде всего, заметное возрастание нагрузки на систему социального обеспечения, поскольку получить самостоятельные источники доходов для большинства беженцев будет затруднительно.