Международно-правовой статус северных территорий продолжает оставаться предметом спора арктических государств. Основными конкурентами в самом богатом регионе мира являются Россия, США, Канада, Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания. Последняя намерена предоставить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа свою последнюю, пятую, заявку в конце 2014 года. О том, что ждут Дания, Гренландия и Фарерские острова от приобретения новых территорий и как намерены их использовать, корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр-советник, заместитель главы Дипломатической миссии Королевства Дании Стин Норлов в рамках молодежной летней школы "Ограниченное партнерство: перспективы отношений России и ЕС", которая проходила в поселке Лосево Ленинградской области с 7 по 11 июля 2014 года.

ИА REGNUM: Россия в своей части Арктики ведет создание арктической группы войск. Как Дания относится к усилению российского присутствия в арктическом регионе?

Спокойно, я бы сказал. Во-первых, надо понимать, что Арктика очень большая. Если говорить о северном пути до Азии, там нет ничего - войска обеспечивают безопасность, оказывают помощь кораблям в случае каких-либо происшествий. Поэтому это нормально. Да, есть усиление, но оно не агрессивного характера, оно не несет нам угрозы.

ИА REGNUM: Предпринимает ли Дания подобные шаги?

Да, и по тем же причинам. Надо понимать, что в условиях Арктики тяжело работать, поэтому военные зачастую выполняют функции МЧС. Увеличивается количество людей, кораблей, однако я хочу подчеркнуть, что, несмотря на это, размер задействованных военных сил остается небольшим.

ИА REGNUM: В 2011 году Дания обнародовала свою арктическую стратегию, рассчитанную на период с 2011 по 2020 годы. Помимо намерений обеспечивать мирное развитие арктического региона, уважать нормы международного права, способствовать бережному отношению к климату региона и т.д. в ней говорится о готовности "изучать потребность в создании новых транспортных маршрутов". Заинтересована ли Дания в развитии проекта Северного морского пути?

Для Дании проект Северного морского пути не имеет государственного значения. Он интересен тем предприятиям, для которых это коммерчески выгодно. На сегодняшний день по оценкам частного бизнеса можно сказать, что им это невыгодно. Во-первых, если проходить по Северному пути, необходимы специальные корабли. Их грузоподъемность не такая большая, как у лайнеров, идущих через Суэцкий канал. Крупнейшие датские предприятия до сих пор не видят выгоду в использовании северного маршрута. Да, это короче. Но в то же время цена контейнерных перевозок очень высока, так что выгоднее доставлять грузы другими морскими путями. Такая ситуация имеет место на данный момент, однако в перспективе что-то может поменяться. Я хочу добавить, что отдельные датские предприятия, заинтересованные в арктической морской трассе, рассматривают возможность сотрудничества в этом вопросе с российской стороной.

ИА REGNUM: В конце 2013 года Дания подала заявку в ООН на установление внешних границ континентального шельфа. Чего ждет Дания от расширения своей территории?

Я разговаривал со многими на эту тему, студенты в университетах, например, говорят, что Арктика станет территорией, за которую государства будут активно бороться, будет мощное противостояние. Но этого нет. Заинтересованные государства уже определили, по каким правилам разрешить спор. Большинство ресурсов находится на территории России, внутри экономической зоны России. Территория, на которую мы претендуем, очень небольшая. Да, возможно там есть какие-то ресурсы, но этого пока никто не знает, неизвестно, выгодно ли это вообще. Это не погоня за экономическими выгодами. Мы всегда считали, что это наша территория, поэтому мы решили направить заявку в ООН.

ИА REGNUM: Арктика - регион, привлекающий мировые державы, в первую очередь, своими запасами нефти и газа. Намеривается ли Дания вести добычу углеводородов в арктическом регионе?

Углеводородные месторождения есть в западной части Гренландии, напротив Канады. Нормы, регламентирующие добычу полезных ископаемых, устанавливает правительство Гренландии, которая обладает статусом автономной территории в королевстве Дания. Ведутся подготовительные, разведывательные работы на этих территориях. Однако надо все же смотреть на цены. Целесообразность таких работ зависит от цен на газ и нефть на мировом рынке. Добыча углеводородов в Арктике - процесс технологически сложный и дорогостоящий. Я не думаю, что это выгодно. Напомним, что согласно последней заявке в ООН Дания претендует на 62 тысячи квадратных километров шельфа к северо-востоку от Гренландии. Всего же Копенгаген совместно с Гренландией и Фарерскими островами намерен расширить территорию королевства за счет пяти арктических зон, общая площадь которых составит более миллиона квадратных километров. В зону претензий Дании попадает также небольшой участок подводного хребта Ломоносова, происхождение которого пока не установлено. По мнению российских ученых, данный хребет является продолжением Сибирской континентальной платформы.