Итоги второго тура президентских выборов в Афганистане привели к очередной поляризации местных политических сил. Сторонники победителя первого тура, бывшего министра иностранных дел Абдуллы Абдуллы провели ряд массовых акций в поддержку своего лидера. Прозвучали призывы к созданию параллельного правительства и органов власти на местах. Сам Абдулла, который ранее уверенно опередил конкурента, экс-министра финансов Ашрафа Гани, на следующий после оглашения предварительных результатов повторного голосования день объявил себя победителем президентской кампании и избранным главой государства. По версии отставного главы внешнеполитического ведомства, подсчёт голосов сопровождался масштабными фальсификациями, чего можно было бы избежать в случае нейтральной позиции действующего президента Хамида Карзая. Так считают в лагере Абдуллы, обвиняя Карзая в способствовании подтасовке результатов выборов в пользу более удобного ему в качестве преемника - Ашрафа Гани.

Внутренний заряд конфронтации на афганском политическом поле, безусловно, стал определяющим в поствыборном раскладе сил и интересов главных оппонентов. Между тем, в итогах избирательной кампании, прошедшей со множеством процедурных странностей и проволочек во времени (предварительные результаты второго тура сперва планировалось озвучить 2 июля, затем пауза была продлена до 7 июля), нельзя не заметить существенный внешний компонент влияния. Для Соединённых Штатов и их натовских союзников по международной коалиции в Афганистане приоритетной целью является внесение окончательной ясности в вопрос заключения с новыми кабульскими властями соглашения по безопасности. Документ призван зафиксировать статус, функциональную нагрузку, численность и места дислокации остающегося в стране после 2014 года воинского контингента западных держав. Их ядром, как и прежде, будут сухопутные подразделения ВС США. Неопределённость с соглашением для администрации Барака Обамы затянулась непозволительно долго.

В Конгрессе США, со стороны республиканского большинства в Палате представителей зреет недовольство невнятной политикой президента-демократа по целому ряду внешнеполитических проблем. Среди них афганское досье одно из наиболее невыразительных для Белого дома. О соглашении по безопасности с Афганистаном говорится с мая 2012 года, когда Кабул с неожиданным визитом посетил президент США. Тогда Обама и Карзай подписали договор о стратегическом партнёрстве, ставший прологом к детальному закреплению будущих договорённостей сторон в сфере безопасности. Американо-афганский пакт планировался к подписанию ещё во второй половине 2013 года. Причём, по интерпретации вашингтонских официальных источников, этот срок указывался в качестве крайнего. Спустя два года после своего секретного вояжа в афганскую столицу, президент Обама с не менее неожиданным визитом вновь посетил союзника. На этот раз главнокомандующий ВС США ограничился визитом на американскую базу в Баграме, не удостоив своим вниманием центральное правительство в Кабуле. Впрочем, по словам заместителя помощника президента США по национальной безопасности Бена Родса, Карзай был извещён о визите Обамы заблаговременно и был поставлен в известность о скоротечном графике пребывания своего американского коллеги на афганской территории.

Кабул и Баграм значатся приоритетными точками перспективного базирования американских подразделений в Афганистане после 2014 года. В своих выступлениях на афганскую тему представители команды Обамы не исключают, что дальнейшее пребывание американцев в Афганистане может быть сведено лишь к двум указанным пунктам дислокации. В проекте американо-афганского соглашения по безопасности ранее значилось до девяти географических мест концентрации ограниченного контингента армии США: помимо Кабула и Баграма, в Мазари-Шарифе, Джелалабаде, Гардезе, Кандагаре, Гильменде, Герате. Так или иначе, в Вашингтоне настроены оставить в Афганистане к концу 2016 года лишь небольшое число военнослужащих, необходимых для охраны посольства США в Кабуле, обслуживания авиабазы Баграм и помощи афганской армии в закупке техники и снаряжения. В Объединённом комитете начальников штабов ВС США также рассматривается вариант в течение ближайших двух лет сохранить за собой контроль над тремя из шести основных военных баз: в Баграме, Кандагаре и Джелалабаде.

Находясь в Баграме, Обама предпочёл обсудить политическую часть вопросов будущего соглашения не с "хромой уткой" Карзаем, а с послом США в Кабуле Джеймсом Каннингемом и командующим международными силами в Афганистане американским генералом Джозефом Данфордом. Внезапный "наскок" Обамы на афганский Баграм и его подчёркнутая дистанцированность от уходящего Карзая одной из целей преследовали сподвигнуть новые власти страны к самому оперативному темпу заключения уже почти полностью согласованного текста документа. И Абдулла, и Гани загодя высказались за подписание соглашения. Но персона победителя второго тура Гани представлялась американцам всё же более удобной с позиций лояльности союзнику и бесконфликтности в ведении дальнейших дел с Вашингтоном. Ашраф Гани слывёт интеллектуалом, прошедшим профессорскую школу преподавания экономики в ряде американских университетов. Абдулла более импульсивен и одновременно менее просчитываем для американцев на перспективу.

Свою роль также сыграли далеко неоднозначные отношения Абдуллы с пакистанскими властями. Хотя главный претендент на занятие президентского кресла и был в ходе всей кампании предельно уважителен к Исламабаду, а также сумел склонить на свою сторону третьего номера избирательной гонки (экс-министр иностранных дел Залмай Расул), но это не сняло всех сомнений у пакистанского руководства. Между двумя соседями есть огромный пласт двусторонних противоречий, зачастую носящих самый острый характер. В эпицентре пакистано-афганских разногласий находятся территориальные проблемы. Исламабад и Кабул замечены в ряде пограничных споров, группирующихся вокруг прохождения так называемой "линии Дюранда". В связи с этим эксперты отмечают, например, ведущийся Пакистаном уже несколько лет обстрел афганских приграничных районов в провинциях Кунар и Нангархар. Возможная цель - вытеснение афганского населения с левого берега реки Кунар и последующего "спрямления" границы.

Периодические вспышки боестолкновений в афгано-пакистанском приграничье смотрятся вдвойне взрывоопасно, учитывая сильные позиции талибов в восточных и южных провинциях Афганистана. Ещё год назад президент Карзай возвестил о передаче американцами и натовцами афганской армии и силам правопорядка всей ответственности за обеспечение безопасности в стране. Однако талибы продолжают наносить удары в любое удобное им время для демонстрации своей силы и неспособности властей контролировать ситуацию на местах. В промежутке между проведением второго тура президентских выборов (состоялся 14 июня) и оглашением итогов 7 июля талибы осуществили серию атак по целям в Афганистане и Пакистане. В частности, 20 июня они атаковали правительственные здания и полицейские посты в нескольких районах южной афганской провинции Гильменд.

При таком крайне нестабильном положении дел в приграничных провинциях Пакистана и Афганистана, где продолжает довлеть фактор талибов, приход к власти Абдуллы может иметь для пакистанцев негативные последствия. В качестве президента страны полутаджик - полупуштун, в прошлом один из ярких и последовательных представителей "Северного альянса" Афганистана, мог взять за правило ведение наступательной дипломатии в отношениях с Пакистаном. Это абсолютно не устраивает Исламабад, у которого нет выверенных решений на афганском направлении и для которого продление сроков пребывания войск стран НАТО в Афганистане ставит множество знаков вопроса.

Таким образом, линии симпатий США и Пакистана, как двух главных внешних факторов влияния на текущую афганскую политическую действительность, сошлись в точке симпатии к Гани. Задействованный американцами в Афганистане механизм экстренной дипломатии (визит госсекретаря Джона Керри в Кабул 11 июля, телефонное общение Обамы с главными фигурантами постигшего Афганистан поствыборного политического кризиса) носит строго деэскалационную направленность. Абдулле самым настоятельным образом рекомендовано не накалять ситуацию. Миссия Керри привела к оформлению компромисса между Абдуллой и Гани вокруг повторного подсчёта голосов. Столь масштабное мероприятие (предстоит пересчёт всех бюллетеней, число которых составляет порядка 8 млн.) в афганских условиях означает очередное и на этот раз продолжительное продление паузы. Называется срок в несколько недель, за который афганцы при наблюдении международных структур смогут физически одолеть такой масштаб работы. Возникает вопрос о способности США и НАТО уложиться в ранее обозначенный предельный срок подписания соглашения по безопасности с новым афганским лидером. Ключевая мысль Белого дома о необходимости создания в Афганистане благоприятного фона для скорейшего заключения соглашения проходит красной нитью через все последние дипломатические контакты с участием администрации Белого дома. На встрече Обамы с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном в Вашингтоне 8 июля прозвучали соответствующие ремарки. Американо-афганский пакт должен быть оформлен до предстоящего 4-5 сентября саммита НАТО в британском Уэльсе. По словам руководства НАТО, в противном случае Альянс столкнётся с тяжёлыми проблемами при подготовке своей будущей миссии в Афганистане. Если администрация Обамы не уложится и в этот срок, внутренние и внешние оппоненты президента-демократа получат очередной серьёзный аргумент для критики внешнеполитического курса сверхдержавы.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM