Белорусам удалось опередить россиян в производстве беспилотников: интервью

Москва, 11 июля 2014, 21:54 — REGNUM  

В Минске проходит 7-я международная выставка вооружения и военной техники MILEX-2014, в рамках которой состоялась презентация возможностей белорусского ВПК. Особое внимание было уделено успехам в разработке беспилотных летательный аппаратов, в частности - новому комплексу БАК-100 с беспилотным летательным аппаратом "Гриф-1". Параллельно в Екатеринбурге на международной выставке технологий "Иннопром" были представлены возможности российской госкорпорации "Ростех", в т.ч. беспилотный летательный аппарат "Чирок".

Внимание к беспилотным летательным аппаратам как со стороны военных, так и со стороны гражданских служб с каждым годом растёт. Возможно ли сравнить достижения белорусских и российских специалистов в разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, БЛА, drone), в частности - сравнить белорусский "Гриф-1" с российским "Чирок"? С этим вопросом корреспондент ИА REGNUM обратился к руководителю белорусского госпредприятия "АГАТ-системы управления" Юрию Мосиенко. Юрий Иванович честно признался: о российской разработке он слышит впервые. Тем не менее, он любезно предоставил возможность рассказать об успехах в разработке белорусских беспилотников своему коллеге - главному конструктору, заместителю директора по системным исследованиям и разработкам белорусского госпредприятия "АГАТ-системы управления" - управляющая компания холдинга "Геоинформационные системы управления" Юрию Леоновичу, который и ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Военно-промышленный комплекс создаёт продукцию с высокой добавочной стоимостью. Судя по представленным на MILEX-2014 образцам, в частности - беспилотным летательным аппаратам, надежды на хорошую прибыль оправдываются?

Предприятия ВПК Белоруссии сегодня демонстрируют положительную динамику экономического роста, которую можно назвать амбициозной, учитывая нынешние условия.

ИА REGNUM: Можно ли сравнить белорусские беспилотные летательные аппараты с российскими? Например, сравнить представленный на выставке "Иннопром" российский БПЛА "Чирок" на воздушной подушке с выставленными на MILEX-2014 белорусскими беспилотниками?

К сожалению, не знаком детально с российским комплексом. Хочу отметить: и в Российской Федерации, и в Белоруссии последнее время производство беспилотных летательных аппаратов активно развивается. Причём с различным успехом. Мы начали чуть раньше, россияне - чуть позже. Вначале это были инновационные разработки, инициативные, а сейчас они осуществляются с господдержкой - как в России, так и в Белоруссии.

Если смотреть по классу создаваемых сегодня продуктов, то малый класс определяется дальностью применения до 15-25 км. В этом классе разработки не лучше и не хуже - примерно одинаковы. В первую очередь это связано с тем, что элементная база, которая доступна на постсоветском пространстве - она одна. Где-то у кого-то оригинальная "воздушная подушка", у другого - композиты полегче, у третьего - тепловизор чуть получше. Эти комплектующие одинаково доступны - что нам, что россиянам.

Что касается большого класса - в данном случае, массой до 200 кг, то, на сегодняшний день, по имеющейся у меня информации, законченных проектов (не по заявлениям разработчиков, а документально подтверждённых), пока в России нет. Поэтому мы можем считать, что наш пилотный проект "Гриф" на сегодняшний день закончен раньше. Мы получили готовые технические решения раньше. С учётом того, что есть система автоматического взлёта/посадки - фактически технология "Буран", с учётом того, что мы имеем собственные цифровые защищённые каналы передачи данных, с учётом собственной авионики (белорусского производства) - я считаю, что по данному направлению мы очень хороший задел имеем, и где-то немножко, как бы это кощунственно это ни звучало, чуть опережаем россиян.

ИА REGNUM: Производство белорусских БПЛА осуществляется в кооперации с зарубежными производителями?

Особенность разработки техники данного типа заключается в том, что во всём мире эти технологии контролируются - и в Израиле, и в США, и Российской Федерации, и у нас. Это лицензируемая и экспортно-контролируемая деятельность. Поэтому разработки белорусских "беспилотников" мы, подчёркиваю, по объективным причинам были вынуждены создавать в рамках, в основном, белорусской кооперации. К примеру, при разработке комплекса с аппаратом "Гриф", представленного на данной выставке (MILEX-2014) - машины управления, транспортная машина, подготовка самолёта с полезной нагрузкой - у нас на подряде работало восемь предприятий Республики Беларусь.

При создании БАК-100 использовался задел передовых в республике направлений: оптикой занималось "БелОМО", самолётом занимался "558-й авиационный завод" и т.д. Конечно, хотелось бы использовать какие-то лучшие зарубежные аналоги, но в наших условиях мы не можем этого сделать.

ИА REGNUM: Т.е. нет возможности использовать зарубежные узлы и детали при производстве белорусского "беспилотника" - например, двигатель, иные узлы и детали?

Нет, по возможности мы их используем. И в составе данного комплекса мы используем комплектующие импортного производства, хотя их не много. Так не только у нас - так во всём мире. В первую очередь - это двигатель зарубежного производства, а также база микроэлектроники - то, что наш "Интеграл нам не может дать (навигационные датчики, элементная база - микросхемы и т.д.). Наше: компьютеры и софт, авионика, оптика. Винт тоже делаем сами.

ИА REGNUM: Известно, что БПЛА "Беркут-1" и "Беркут-2" уже приняты на вооружение в Белоруссии. Какие беспилотные аппараты планируется производить?

Принятая в Белоруссии классификации беспилотных летательных аппаратов основана на таких параметрах, как взлётная масса и дальность применения. Исходя из этого малый класс данных аппаратов - массой 10-15 кг с дальностью полёта 25-30 км, средний класс - масса до 200 кг и дальность до 100 км, большой класс - масса более 1 т и дальностью полёта не менее 300 км.

ИА REGNUM: Т.е. в Белоруссии производится только малый и средний класс "беспилотников"?

Да. Но разработки идут по всем классам.

Справочно:

"Гриф - 1" - тактический беспилотный летательный аппарат белорусского производства. ТТХ: длина - 3,5 м; размах крыла - 4,8 м; вес - 100 кг; вес целевой нагрузки - до 20 кг; максимальная скорость полета - 160 км/ч; максимальная продолжительность полета - 5 ч., максимальная дальность полёта - до 100 км; шасси - колёсное.

"Чирок" - разведывательно-ударный БПЛА российского производства. ТТХ: размах крыла - 10 м; максимальная взлетная масса - до 700 кг; вес целевой нагрузки - 300 кг; максимальная скорость полета - 350 км/ч; максимальная продолжительность полета на крейсерской скорости 250 км/ч - 10-12 ч.; максимальная высота подъёма - 6 км; максимальная дальность полёта - 2500 км. Особенность: основное шасси - "воздушная подушка", вспомогательное - колесное.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
WSJ: Белый дом вряд ли примет во внимание письмо Януковича
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
«Воздержитесь от поездок» — США предупредили Гватемалу о депортациях
NB!
23.02.17
Пушков о подготовке Порошенко к войне с Россией: «Масштаб не тот»
NB!
23.02.17
Единственный президент США, избранный единогласно
NB!
23.02.17
«Будьте реалистами!» или Пагубные иллюзии современности
NB!
23.02.17
«Порту» потерпел заслуженное поражение от «Ювентуса»
NB!
23.02.17
«Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них...»
NB!
22.02.17
Имея тотальное преимущество, «Реал» сенсационно проиграл «Валенсии»
NB!
22.02.17
«Краснодар» впервые в истории прошел в четвертьфинал Лиги Европы
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
«Подготовка губернаторского резерва — главная задача правящей партии»
NB!
22.02.17
В России созданы Войска информационных операций — Шойгу
NB!
22.02.17
В Крыму лидеров ОПГ «Башмаки» отправят под суд за преступления 1990-х годов
NB!
22.02.17
Парламентские выборы в Эквадоре: у оппозиции 64 мандата. У левых — 67 мест