Руководители ОАО "РКС" - председатель Совета директоров компании Михаил Абызов и председатель Правления Сергей Яшечкин, выступая на заседании Правительственной комиссии по жилищной политике, состоявшемся 19 ноября, представили членам комиссии свою оценку состояния коммунального хозяйства и перспектив его модернизации.

По их мнению, вхождение экономических структур в отрасль ЖКХ должно определяться соответственно тому масштабу инфраструктуры, который предполагается модернизировать. Соответственно, в капиталоемкую коммунальную сферу может быть привлечен крупный и квалифицированный бизнес. Крупный бизнес, согласно концессионному законодательству, может отвечать перед заказчиками - муниципалитетами - собственными залоговыми средствами за сроки и качество исполнения договорных обязательств, у мелкого и среднего бизнеса такой финансовой возможности нет. При этом бизнес обязан качественно управлять проектами и иметь для этого технические возможности. Следует учитывать, что ошибка при выборе инвестиционного проекта в коммунальной отрасли может выявиться только через 10 и более лет. В связи с этим, по мнению руководителей ОАО "РКС", необходимо не только вносить изменения в законодательство (в частности, принимать Законы о концессиях, о тарифном регулировании в жилищно-коммунальном хозяйстве), но и создать механизмы, обеспечивающие проекты.

В настоящее время, считают представители компании, препятствий для вхождения частного бизнеса в отрасль нет, но есть препятствия для его эффективного развития. Ряд проблемных вопросов обусловлен несовершенством законов о местном самоуправлении. Муниципалитеты должны формировать для предпринимателей заказ на реабилитацию и развитие инфраструктуры, регулировать этот вид деятельности, а также отвечать по своим договорным обязательствам. Пока же значительная часть муниципалитетов не представляет из себя дееспособную клиентскую базу для экономических структур.

Для муниципалитетов должна быть разработана программа технической помощи по участию в предлагаемых инвестиционных проектах. На первом этапе необходимо провести регистрацию всего комплекса муниципального имущества, сформировать программы реабилитации инфраструктуры, увязанные с перспективными планами развития населенных пунктов и т.д.

Поскольку действующий Бюджетный кодекс значительно ограничивает возможности местного самоуправления, федеральный бюджет или специально созданное агентство должен стать гарантом для крупных инвестиционных проектов. Федеральное участие в финансировании инвестиционных программ по оздоровлению коммунальной сферы должно базироваться на принципе возвратности бюджетных средств. Если нет возвратности - нет ответственности.

Пересмотр и максимальная прогнозируемость процесса тарифообразования в отрасли? важное условие для участия экономических структур в эксплуатации коммунальных систем в долгосрочной перспективе. Тарифное регулирование должно быть применимо к долгосрочным контрактам, а не к объекту административного управления. Привлечение инвестора должно базироваться на потребностях рынка, стабильности платежей и ценовых отношений. Хотелось бы видеть в составляющих тарифа средства на реабилитацию, развитие и окупаемость частного капитала, который идет в отрасль. При этом не требуется увеличивать тариф - у операторов появится стимул для снижения себестоимости. Цены будут не расти, а только индексироваться с учетом инфляции. И при этом появится возможность реально рассчитать субсидии и дотации потребителям.

Необходимо принять принципиальное правительственное решение, которое приведет к созданию в России сети крупных национальных операторов, способных реально реабилитировать коммунальную инфраструктуру, изношенную в среднем на 60%.

В заключение С.Яшечкин представил вице-премьеру Правительства РФ, председателю Правительственной комиссии по жилищной политике Владимиру Яковлеву предложения компании, направленные на совершенствование концессионного законодательства.