Вилис Криштопанс один из самых знаменитых политиков Латвии. Он работал в Сейме V, VI, VII созывов, с 1998 года по 1999 был премьер-министром. Теперь Криштопанс - председатель парламентской комиссии по национальной безопасности. "Большой Вилис" (прозвище двухметрового политика) имеет такой доступ к государственной тайне, какой в общем-то не снился даже президенту Вайре Вике-Фрейберге. Поводом для встречи с депутатом послужило желание побеседовать об итогах года работы нового правительства (нынешний премьер-министр Эйнар Репше отчитываться не желает) и обсудить тягу премьера подмять под себя спецслужбы страны, однако тем оказалось куда больше.

Год, как у власти новое правительство. Дайте ему оценку, г-н Криштопанс.

Критиковать его я не имею права, а хвалить особенно не за что. Это правительство в основном состоит из людей, которые пришли в политику год назад, многие вещи они не могут понять и сделать по определению. Некоторые депутаты до сих пор не осознали, в чем же заключается суть работы правительства. А цену Репше мы узнаем тогда, когда Латвия будет реально состоять в Евросоюзе. Репше придется работать с 24 премьерами из разных стран, которые должны 50/50 посвящать себя родной стране и - ЕС. Там ведь все иначе. Репше придется взвешивать каждое слово, понять: почему принимают те или иные решения, которые не всегда могут оказаться выгодны Латвии.

В одном интервью вы сказали, что в нынешнем Сейме работать неинтересно, хочется обратно в бизнес.

Для меня работа в парламенте довольно будничная. Я ведь уже десять лет в политике. Но при новом правительстве не чувствую азарта, к которому привык, занимаясь бизнесом. Если депутат сам не лезет куда не надо и не берет на себя слишком много обязанностей, то он может нормально заниматься, чем и положено в Сейме, а не выставлять себя напоказ. Однако очень многие молодые политики вступают почти в каждую межпарламентскую группу. Зачем? Это нужно Латвии? Сомневаюсь. Я за эти годы видел в политике все и сейчас не считаю нужным попусту тратить время. Могу нормально заниматься еще и бизнесом.

Зачем вы вернулись в Сейм? Вы же, после ухода из "Латвияс цельш", говорили: "В политику я больше ни ногой!"

Я ушел из парламента, поскольку был против тогдашней позиции "Латвияс цельш". Эта партия решила выбирать между мной и Янисом Наглисом. Выбрала, и я ушел, поскольку не мог найти себе место. Если честно, я вернулся в Сейм вовсе не потому, что вдруг захотелось опять стать депутатом. Просто возникло сильное желание по-спортивному, по-мужски поспорить с "Латвияс цельш": мол, кто же из нас сильнее. Теперь вы сами знаете, где "ЛЦ", а я вновь работаю в Сейме... Иногда я даю советы молодым депутатам. Некоторые меня слушают, другие думают, что они самые умные. Но обидно, когда новые политики говорят: "Все, что было до нас, плохо!" Тогда я им советую подумать: "Что же скажут о вас следующие депутаты?"

Во время недавнего правительственного кризиса многим стало ясно, что Репше со своими обязанностями не справляется. Многие начали смотреть по сторонам и выискивать ему замену. Я сам слышал, как поговаривали обратиться к вам.

Я уверен, мне никогда не предложат пост премьера. Если бы и предложили, то было бы крайне глупо отказываться. Единственный интересный пост во власти - пост главы правительства. Это - уровень. А я вообще люблю в жизни уровень: хорошо поиграть в гольф (в этом году я даже попал в "пятерку" Латвии), заниматься большим бизнесом.

С поста экс-премьера взгляните на деятельность нынешнего премьера. Можете дать ему совет.

Я бы не советовал ни одному премьеру опускаться ниже своих прямых обязанностей, вмешиваться в дела отдельно взятых министерств, служб и чиновников. Я всегда считал - и в спорте, и в бизнесе, и в политике самое главное - найти правильных людей и не мешать им работать, не стараться выполнять обязанности вместо кого-то. И власть никогда не должна быть самоцелью.

Многие считают, что Репше, "наобещав золотые горы, оставил народ с кукишем, надул избирателей". Так почему другие очень многие до сих пор за него?

Во время одной теледискуссии я сказал: правительству и премьеру не надо подчиняться общественному настроению, но - работать во благо общества. А это не одно и тоже. В результате очень многие непопулярные решения не принимаются. Зачем, ведь они непопулярны и повлияют на рейтинги. Намного легче говорить: мол, я лично переловлю за руку всех жуликов страны. Кроме того, за Репше стоят лишь 20-25 процентов от всех избирателей. Как, собственно, было и раньше.

Борьба с коррупцией...

Коррупция, коррупция! Во все времена в политике были две самые модные темы и - самое мощное оружие: секс и коррупция. С сексом - понятно, например, проблемы Билла Клинтона после скандала с Моникой Левински. А коррупция... Помните, историю с канцлером Гельмутом Колем. Он же ничего особенно не сделал, но был втянут в крупный скандал. И это после 16 лет работы на столь высоком посту! Германия от этого ничего не выиграла. И народу очень нравятся заявления, процессы, связанные с сексом (помните, популярный в Латвии педофилгейт?) и коррупцией. Но от того, что Репше часто обвиняет парламент и принижает его роль, ему лично лучше не станет. Он рубит сук, на котором сидит.

Как председатель комиссии Сейма по национальной безопасности, скажите - Латвии кто-нибудь угрожает?

Прямой угрозы нет.

Есть косвенная?

И косвенной нет. А вступление в НАТО необходимо, чтобы чувствовать себя стабильнее.

То есть стране чего-то все же стоит опасаться?

Бросьте! НАТО гарантирует, что и в будущем ничего не случится. Альянс в случае чего всегда придет на помощь. Или, выступая против НАТО, вы можете ответить за будущее?

Но НАТО уже доказало свою абсолютную бесполезность в решении серьезных мировых конфликтов.

Почему? Вот Милошевич начал уничтожать сербов и - вмешалось НАТО.

А как же недавняя война в Ираке, которую затеяли США...

Хорошо, а кто освободил Кувейт? Примеров, когда альянс вставал на защиту, хватает. Допустим, в какой-то стране "X" появляется агрессор и решает завоевать Литву. НАТО этого не допустит.

В одном интервью вы упрекнули Репше в неспособности решить социальные вопросы. Теперь же поддерживаете вступление Латвии в НАТО, когда деньги, потраченные на интеграцию в военный блок, можно было бы направить в социальную сферу.

Да, только тогда бы нас не приняли в НАТО, и мы были бы вынуждены отдавать значительно большие средства на вооружение, как, например, Швейцария. В этой стране фантастически сильная армия, но там и тратят на нее фантастически большие деньги. Наивно думать: если мы не станем интегрироваться в НАТО, то только выиграем - повысим пенсии и пособия для многодетных мам.

Можете рассказать, в чем же заключается та гостайна, о которой теперь все время говорят?

Существуют определенные действия власти, которые не должны знать все. Теперь мы вступаем в альянс, где будут принимать множество решений. А любая информация, допустим, по борьбе с терроризмом - по поимке того же бен Ладена, очень ценна, она больших денег стоит. Если информация утечет, и бен Ладен - вместе с ней, то возникнут огромные финансовые потери. Представляете, сколько может стоить операция по поимке такого террориста? Латвия же косвенно все равно примет участие в операции.

Можно отдавать в подчинение Репше SAB ("Бюро по защите конституции") и KNAB ("Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией")?

Действия SAB и KNAB регламентируют конкретные законы, где четко сказано - что можно делать, а что - нет. Даже если службы передадут под контроль Репше (что, кстати, вряд ли), то премьер все равно не сможет вызвать начальника и приказать ему выследить какого-то конкретно человека. Заказы Репше никто выполнять не станет.

Но теперь-то - выполняют. Юта Стрике же вопреки всему заняла пост и.о. директора KNAB. А теперь вот и Валдис Пумпурс слетел...

Он был отстранен не по приказу Репше, а по просьбе Стрике, которая обратилась в SAB. Уже эта структура решила на время следствия отстранить Пумпурса от доступа к гостайне первой категории. Если в результате проверки станет ясно, что Пумпурс действительно виновен в разглашении гостайн, то его уволят.

А что вы подразумеваете под разглашением гостайны? Выдавать секретную информацию журналистам?

Или же просто оставить портфель с секретными документами на остановке автобуса...

И все же, выиграет ли Репше, если возьмет под контроль спецслужбы? Ведь уже разрабатывается соответствующий законопроект.

Не выиграет. Если мы нарушим равновесие доступа к определенной информации, а Репше проведет централизацию, то это, точно бумеранг, потом же поразит премьера. На прошлой неделе я был в Литве, встречался со своим коллегой в парламенте. Мне много рассказывали, почему произошла атака на Паксаса. Он ведь централизовал власть вокруг себя. Скандал отчасти был и с этим связан. Был нарушен баланс между спецслужбами и властью. Теперь в стране думают, как же изменить ряд законов... Но если Репше возьмет под контроль SAB и KNAB, то спокойнее в стране от этого нет станет. Тут же возникнет лишь много подозрений, полетят обвинения в сторону премьера, и так далее.

Вы участвуете в контроле "прослушки" SAB?

Да. Вернее, не то, чтобы участвую. Мы создали систему, которая контролирует этот процесс. Депутаты из нашей комиссии регулярно посещают SAB, и это - правильно. Хотя вокруг "прослушки" витает слишком много слухов.

Нас с вами сейчас могут прослушать, допустим, через мобильные телефоны?

У SAB отсутствует техника, способная использовать наши мобильные телефоны в качестве микрофонов. Говорят, в мире такие технологии есть, но в Латвии их точно нет. Пока прослушивать можно только через сателлит или встроенные микрофоны. Если я возьму ваш телефон на пару дней, подсажу туда "жучка", то буду вас слушать.

А депутатов слушают?

У меня нет сведений, чтобы прослушивался хоть один депутат. Но, если такое и происходит, то это абсолютно незаконно!

****

Депутаты не исключают того, что бывший премьер Андрис Шкеле прослушивал телефонные разговоры чиновников. В политических кругах ходят слухи о том, что во время обыска в принадлежащей экс-премьер-министру Латвии Андрису Шкеле фирме Uznemumu vadiba un konsultacijas были обнаружены записи телефонных разговоров высокопоставленных государственных лиц. Депутаты Сейма и другие должностные лица подтвердили новостным агентствам Латвии и ИА REGNUM, что на фирме Шкеле вроде бы были обнаружены записи телефонных разговоров. Впрочем, они допускают, что эти слухи могут оказаться провокацией. По неофициальным сведениям, в основом обнаружены записи телефонных разговоров влиятельных людей из Jaunais laiks ("Новое время") и Первой партии. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) отказывается предоставить официальную информацию по этому вопросу. Парламентский секретарь МВД Линда Мурниеце сказала, что считает эти слухи достаточно серьезными и их проверкой должно заняться Бюро по защите Конституции (SAB). Представитель Шкеле Юргис Лиепниекс тоже сказал, что до него доходили такие слухи, но они не соответствуют действительности: "Спецслужбы сами незаконно записали эти разговоры и теперь утверждают, что это сделал Шкеле". В протоколе обыска ничего не говорится о конфискации записей телефонных разговоров. Бывший госсекретарь МВД, а ныне работник Uznemumu vadiba un konsultacijas Андрис Старис, присутствовавший при обыске, сказал, что в кабинете Хария Кронгорнса были найдены компакт-диски, но что на них записано, он не знает.

Сам Андрис Шкеле назвал бредом слухи о якобы обнаруженных в его фирме Uznemumu vadiba un konsultacijas записях телефонных разговоров высокопоставленных должностных лиц. "Полный бред. Ничего такого не было", - сказал Шкеле. На вопрос о возникновении таких слухов Шкеле ответил, что не хочет подробнее комментировать произошедшее. Он подчеркнул только: "Никогда не прослушивал телефонные разговоры должностных лиц и уверен - другие работники фирмы этим тоже не занимались". Однако незадолго до этого скандала уже появлялась информация: высокопоставленные государственные должностные лица допускают возможность, что оборудованием для подслушивания телефонных разговоров располагает не только Бюро по защите Конституции, но и некоторые частные структуры.