В ночь с 30 июня на 1 июля 2014 года президент Украины Петр Порошенко возобновил "антитеррористическую операцию" (АТО) в восточных областях Украины. Спустя четыре дня, к субботе 5 июля, украинские военные добились первого зримого успеха с момента начала АТО в середине апреля этого года. Всем стало очевидно, что территория восстания на востоке Украины приобрела компактный вид и стала уменьшаться, а не расширяться, как это было еще недавно в мае. Сопротивление начало приобретать очаговый характер. Перед этим американское издание Washington Post в своей публикации в минувшую среду констатировало: "Насилие на Украине резко обострилось во вторник... По-прежнему неясно, смогут ли украинские военные, которые борются с пророссийскими сепаратистами с середины апреля, нанести решающий удар по повстанцам, захватившим территорию на востоке Украины. Чем дольше затянется конфликт, тем больше риск дальнейших жертв среди гражданского населения, и тем труднее будет для нового правительства Украины сшить общество вместе. Экономика Украины стоит перед исключительно сложными задачами даже без растущего мятежа в промышленном центре страны". Через несколько дней украинская армия и карательные силы продемонстрировали, что при нынешней позиции российского руководства (военно-политический вопрос) и правильной организации снабжения войск (материально-технический вопрос) покончить с восстанием на востоке Украины можно в течение ближайших нескольких недель.

Американское издание New York Times к тому времени обозначило позицию США в эскалации конфликта: "Госсекретарь Джон Керри сказал своему российскому коллеге во вторник, что Соединенные Штаты поддерживают право Украины на самооборону и возложил вину за возобновление боевых действий на сепаратистов".

Тем не менее, внешне начало эскалации боевых действий в западных СМИ подавалось так, как будто все главные игроки - США, Европа, Россия требовали от президента Украины продолжения перемирия и решения проблемы исключительно путем переговоров. Вечером 30 июня казалось, что весы явно склонялись в пользу этого решения. Но, несмотря на все внешние "пожелания", Порошенко вынужден был возобновить военные действия на Донбассе, которые привели к эскалации вооруженного насилия. Таким образом, ответственность за подобное решение конфликта целиком и полностью ложится на президента Украины. Именно подобную версию озвучил на следующий день президент РФ Владимир Путин в своей речи перед российскими дипломатами: "К сожалению, президент Порошенко принял решение возобновить боевые действия, и мы не смогли - когда я говорю "мы", имею в виду и себя, и моих коллег из Европы, - не смогли его убедить в том, что дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну. До сих пор Петр Алексеевич [Порошенко] все-таки не имел прямого отношения к приказам начать военные действия - теперь он взял на себя эту ответственность сполна, и не только военную, а и политическую, что гораздо важнее". Президент Путин в означенном пассаже вполне сознательно, говоря "мы", вывел за скобки мирного урегулирования американцев. Однако, американский госдепартамент в информационном пространстве также демонстрировал свои миротворческие усилия по Украине. Уже после начала "спецоперации" госсекретарь США Джон Керри связался с президентом Украины и лично попросил его продлить перемирие. Порошенко якобы не послушался американцев.

В минувшую среду влиятельное британское издание Financial Times утверждало, что Запад продолжает оказывать давление на президента Украины Петра Порошенко, надеясь убедить его возобновить объявленное в одностороннем порядке 10-дневное перемирие. По версии Financial Times, Порошенко возобновил военные действия из-за давления Майдана - участников массовых протестов полугодовой давности. "Их непреклонность помогает понять, почему Порошенко решился преподнести своим западным партнерам не самый приятный сюрприз, возобновив военные действия в восточных областях страны", - утверждала Financial Times. Итак, действия Порошенко - это "неприятный сюрприз" для западных партнеров. Более того, американское деловое издание The Wall Street Journal назвало действия Порошенко "азартной игрой".

2 июля 2014 года на встрече в Берлине министров иностранных дел Германии, России, Украины и Франции обсуждались меры, способные сделать возможным новый режим прекращения огня. При этом обеспечение контроля на российско-украинской границе для закрытия проникновения на территорию Украины оружия и боевиков представлялось, как "новая инициатива", выдвинутая Берлином. В принятой по итогам берлинской встречи совместной декларации министры иностранных дел Германии, России, Украины и Франции "настоятельно призывали Контактную группу не позднее 5 июля возобновить встречи с целью обеспечения безусловного и взаимосогласованного устойчивого прекращения огня". Наблюдение за прекращением огня должна осуществлять специальная миссия ОБСЕ на Украине в соответствии с ее мандатом. Европейские партнеры Лаврова были осторожны в своих оценках итогов берлинской встречи. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус сказал, что достигнутое на встрече соглашение было "шагом в правильном направлении", а его немецкий коллега Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что это "не волшебное лекарство, которое решает все проблемы в одночасье".

Новый тур кризисной дипломатии вокруг Украины подается в европейских СМИ, как инициатива Германии - план Штайнмайера. Вполне демонстративно к участию в кризисной дипломатии не допущена Польша, чей лучший всех времен министр иностранных дел Радослав Сикорский, по его словам, так ловко провел президента Украины Виктора Януковича при заключении невыполненного соглашения от 21 февраля 2014 года.

Внешне все готовы идти всем на уступки: Европа - России, Россия - Европе, Россия - США и т. д. 2 июля 2014 года канцлер Германии Ангела Меркель по итогам переговоров с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном заявила, что она продолжит поиск дипломатических мер по урегулированию конфликта на Украине. Германский канцлер сдержанно оценила проект долгосрочного размещения войск НАТО в странах Центральной и Восточной Европы. Россия к этому моменту на берлинской встрече подтвердила готовность предоставить украинским пограничникам и наблюдателям ОБСЕ доступ на российскую территорию с целью участия в контроле за пересечением границы на двух пограничных переходах в означенных пунктах на период соблюдения взаимосогласованного прекращения огня. Дело выглядит так, как будто бы Сербия согласилась на требование ультиматума Вены после выстрела Гаврилы Принципа в Сараево допустить австрийских чиновников на ее территорию для ведения следствия по делу покушения на эрцгерцога на территории Боснии, тогда принадлежавшей Австрии.

"Министры иностранных дел Украины и России согласны искать пути двустороннего прекращения огня", - написало тогда британское издание Daily Telegraph. Министры обязались "использовать свое влияние на заинтересованные стороны" для начала переговоров. Министр иностранных дел Штайнмайер хотел выйти на новое перемирие для Украины в ближайшие дни. США пытались усилить давление на Россию в пользу мирного урегулирования на Донбассе. Россия, в свою очередь, обратилась к США использовать их влияние на руководство в Киеве к прекращению кровопролития.

Решающим в дипломатической активности стал день 3 июля 2014 года. Российское внешнеполитическое ведомство открыто потребовало от властей Украины прекратить ведение боевых действий на востоке страны и призвало Киев без промедлений вернуться за стол переговоров.

Согласно коммюнике пресс-службы президента Франции от 3 июля 2014 года, во время очередных телефонных переговоров президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель призвали президента РФ Владимира Путина сделать все возможное, чтобы новая встреча контактной группы по Украине состоялась до 5 июля 2014 года. После разговора с Владимиром Путиным Ангела Меркель и Франсуа Олланд провели телефонную конференцию с президентом Украины Петром Порошенко. 3 июля президент Украины Петр Порошенко в телефонном разговоре с вице-президентом США Джозефом Байденом заявил, что готов к началу содержательных политических переговоров по урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях без каких-либо дополнительных условий.

В ходе состоявшегося на следующий день в пятницу, 4 июля, телефонного разговора канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд призвали президента Украины Петра Порошенко к скорейшему выполнению достигнутых в Берлине министрами иностранных дел Германии, Франции, России и Украины договоренностей, направленных на заключение соглашения о долговременном прекращении огня. Меркель и Олланд особо подчеркнули необходимость до субботы сформировать контактную группу из представителей Украины, России, ОБСЕ и донецких повстанцев, призванную выработать условия перемирия. По сообщению германских СМИ, тогда Меркель и Олланд усилили давление на Путина для урегулирования украинского конфликта. США и Германия тем временем демонстрировали единство в украинском вопросе. 3 июля состоялся телефонный разговор канцлера Германии Ангелы Меркель с президентом США Бараком Обамой. Канцлер ФРГ и президент США призвали Москву к содействию в установлении перемирия на Украине. Меркель и Обама потребовали от России не допустить проникновения оружия и боевиков на территорию Украины. По сообщению пресс-секретаря правительства Германии Штеффена Зайберта, канцлер и президент США потребовали от России "оказать влияние на сепаратистов для соблюдения условий прекращения боевых действий". 4 июля Порошенко имел телефонный разговор с верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Президент Украины заверил Эштон, что Украина готова к дальнейшей работе трехсторонней контактной группы и предлагает место и время для проведения рабочей встречи. Руководство Донецкой республики, в свою очередь, предложило избрать Минск в качестве места для переговоров. Тогда президент Петр Порошенко заявил, что Украина готова провести заседание трехсторонней контактной группы 5 июля, т. е. в день, определенный, как крайний срок на берлинской встрече.

День 4 июля дал повод президенту Владимиру Путину высказаться в пользу необходимости улучшения отношений между РФ и США. В поздравлении президента США Барака Обамы с национальным праздником - Днем независимости Путин подчеркнул особое значение двух стран для обеспечения стабильности и безопасности в мире.

Но вот наступило 5 июля. В этот день в телефонных разговорах с германским и французским коллегами глава российского МИДа Сергей Лавров предложил без промедления возобновить работу контактной группы по Украине. Штайнмайер и Фабиус согласились с тем, что контактная группа должна срочно возобновить работу. Они выразили готовность задействовать свои возможности для содействия определению приемлемого для всех места встречи представителей украинских властей с лидерами ополченцев при посредничестве России и ОБСЕ. Однако именно 5 июля президент Украины Петр Порошенко в своем телевизионном выступлении подчеркнул, что одностороннего прекращения огня больше не будет. Условием перемирия становится безоговорочная сдача оружия противоборствующей стороной, освобождение пленных и заложников, а также восстановление контроля на украино-российской границе с участием международных наблюдателей ОБСЕ.

Чтобы "позолотить пилюлю" в Киеве в воскресенье, 6 июля, прошла очередная встреча трехсторонней международной контактной группы по Украине, в которую вошли высокопоставленные представители ОБСЕ, России и Украины. Отсутствие на киевском заседании представителей повстанцев снизило до нуля значение этой встречи. На следующий день ведущее британское издание Times в редакционном комментарии обратилось к теме событий на востоке Украины под заголовком "Украинский лидер одерживает верх в битве за единство страны". По мнению Times, даже ограниченные санкции, введенные Западом в отношении России, оказали свое действие на позицию Кремля и заставили Путина пойти на уступки, главной из которых стал отказ от прямого военного вмешательства на Украине. В комментарии Times отмечалось, что Порошенко проявил настойчивость и смелость за первые три недели пребывания на посту главы государства. Президент Украины повел рискованную игру, пойдя на прекращение одностороннего перемирия и возобновление военных действий. Но этот риск оказался оправданным, отметила Times, указав на оставленные ополченцами города Славянск и Краматорск.

Вместе с тем, решение Порошенко возобновить военные действия оказалось тем фактором, который предупредил введение новых санкций против России, отметило в своем комментарии к берлинской встрече министров иностранных дел американское издание New York Times. В этом отношении оно оказалось выгодно европейцам. Переговоры без выдвижения крайних требований к России оказались выгодны и российскому МИДу, который, в свою очередь, демонстрирует настойчивые мирные усилия. Переговоры с Германией и Францией создают иллюзию антиамериканской перспективы в украинском вопросе для Европы. США, в свою очередь, официально также обращаются к Порошенко с мирными призывами. На этом фоне правящему режиму в Киеве выгодны разговоры о продолжении работы контактной группы, в состав которой, тем не менее, не входят официальные государственные деятели. Результаты работы контактной группы в подобном составе всегда можно дезавуировать. В этом смысле украинское участие в контактной группе не имеет ответственного основания.

День 5 июля - крайний срок начала работы контактной группы, определенный на Берлинской встрече министров иностранных дел Германии, Франции и России, наступил, но ничего не произошло. На фоне успехов в Славянске президент Порошенко не нуждается в работе контактной группы и новом перемирии. Ведь внешне всю ответственность за происходящее военное насилие несет именно он - президент Украины Порошенко.

Как видим, решающим условием мира на восточной Украине по-прежнему остается фактор силы. Российская сторона достаточно усилий приложила и прилагает для того, чтобы продемонстрировать Западу ненадежность, недоговороспособность украинской стороны. Однако в конкретных условиях июля 2014 года эта "недоговороспособность" в лице Порошенко стала действенным фактором для нейтрализации усилий российской дипломатии по поиску достойного пути урегулирования украинского конфликта. Внешне все ведущие игроки сейчас хотят мира на Украине. Но Порошенко может в одностороннем порядке объявлять перемирие, может продлевать его, а может также в одностороннем порядке якобы без согласования с партнерами по переговорам вновь начинать военные действия. Созданная искусственно в результате майских "выборов" фигура "легитимного" президента Украины позволяет Западу вести уверенную партию в кризисной дипломатии по Украине и обыгрывать Россию. С марта месяца Запад демонстрирует России, что он может согласиться с присоединением Крыма в обмен на целостность оставшейся под контролем Киева территории Украины. В начале июля 2014 года президент Украины Порошенко продемонстрировал, что он может в "одностороннем порядке" не согласиться с подобным решением своих "партнеров". В этой связи надо обратить внимание на то, что в коммюнике берлинской встречи министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины не было никакого упоминания о том, какие шаги могут последовать, если очередной тур кризисной дипломатии потерпит неудачу. Не прошло и трех дней после этого дипломатического мероприятия, как его неудача определилась с точностью до назначенного дня - 5 июля 2014 года.

Европейская редакция ИА REGNUM