Палестино-израильское урегулирование находится в глубоком кризисе. Эта безрадостная для внешних спонсоров ближневосточного мирного процесса констатация обрела практически завершённый вид. Похищение трёх израильских школьников и их умерщвление на Западном берегу Иордана заставляет даже самых неисправимых оптимистов отрешиться от позитивных прогнозов. Противостояние израильтян и палестинцев развивается по наиболее конфронтационному сценарию. За нахождением тел школьников после многодневных поисков силами армейских подразделений и спецслужб Израиля последовало приближение сторон к грани нового военного конфликта. По сути, он уже стартовал между Израилем и Газой, которая продолжает находиться под контролем движения ХАМАС. Стороны вернулись к практике обмена ракетными ударами. Остаётся неясным лишь вопрос распространения конфликта на спорные территории, приобретения им вида новой палестинской интифады.

В израильском руководстве самым предметным образом изучается возможность повторной оккупации Газы, проведения масштабной войсковой операции для физического устранения лидеров ХАМАС. Палестинское движение рассматривается израильтянами в качестве главного инициатора и исполнителя террористического акта в отношении молодых граждан еврейского государства. Похищение юношей произошло в пригороде Хеврона, расположенного на Западном берегу. Хеврон считается в Израиле условной "столицей" ХАМАС на спорных территориях вне пределов Газы.

Жёсткая реакция кабинета Биньямина Нетаньяху на атаку палестинских боевиков определяется рядом факторов. Лучшего случая убедить мир в террористической природе ХАМАС, минувшей весной заключившего соглашение с объединением ФАТХ Махмуда Аббаса, у израильтян может и не представиться. Руководство движения в статусе равноправного партнёра палестинской администрации в Рамалле ныне выступает соучредителем правящей в Палестине коалиции. Легитимация ХАМАС через допуск к рычагам общепалестинских органов власти вызвала у израильтян крайнее отторжение, незамедлительно приведшее в начале мая текущего года к "замораживанию" прямых переговоров между Тель-Авивом и Рамаллой при посредничестве Вашингтона.

Сейчас уже мало кто задумывается о реанимации прямого диалога израильтян и палестинцев. В приоритеты текущей повестки выведен вопрос срочной деэскалации назревающего военного конфликта. Но в Тель-Авиве не торопятся давать "задний ход". План кабинета Нетаньяху по нейтрализации ХАМАС находится в стадии доработки. Как стало известно, в израильской правящей коалиции не удалось придти к быстрому консенсусу по дальнейшим военным шагам. Последовавшая реакция в виде точечных ударов по целям в Газе интерпретируется израильтянами лишь в качестве ответа на соответствующие ракетные обстрелы палестинцами территории Еврейского государства. Готовящийся ответ на убийство школьников будет на порядок жёстче, так заверяют видные представители израильского руководства.

Партнёр ведущей политической силы Израиля ("Ликуд") партия "Еврейский дом" затребовала от Нетаньяху масштабную операцию против ХАМАС в Газе, конфискацию финансовых средств движения на Западном берегу и введение смертной казни для террористов, осуждённых за убийства. Лидер "Еврейского дома" Нафтали Беннет охарактеризовал предварительный план действий правительства, запущенный для обсуждения в первые часы после обнаружения тел израильских школьников, "слабым и позорным". Интересно отметить, что на фоне достаточно выдержанных оценок командования Армии обороны Израиля и других ведомств силового блока страны, на предельно жёсткие позиции претендуют не только партнёры партии "Ликуд" в правительстве. Внешнеполитическое ведомство Израиля также высказывается за необходимость самых решительных шагов. "Ястреб" Авигдор Либерман, близкий к нему по свои взглядам на модель поведения в палестинских делах глава парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Зеэв Элькин выступают за ввод войск в Газу, её повторную оккупацию и нанесение ХАМАС окончательного поражения. В качестве действенной меры для пресечения террористической активности предлагается, в частности, вернуться к практике сноса домов палестинских боевиков.

Израильские дипломаты настроены использовать момент для трансформации палестино-израильского урегулирования в новый формат будущего мирного процесса. В ходе последних встреч со своими коллегами из США и Франции министр Либерман предложил расширить рамки мирного процесса до достижения всеобъемлющего регионального урегулирования, которое будет включать в себя соглашение с умеренными арабскими государствами, палестинцами и решение проблемы израильских арабов. В таком комплексном виде, по мнению внешнеполитического руководства Израиля, удастся сформировать новую межгосударственную основу сотрудничества на Ближнем Востоке, в рамках которой Израиль может предложить арабскому миру взаимодействие в сфере безопасности. Таким образом, израильтяне стремятся уйти от американского плана достижения быстрых соглашений с палестинцами по всем принципиальным вопросам ближневосточного процесса (границы 1967 года, статус Иерусалима, беженцы). У самого главного спонсора палестино-израильского урегулирования уже нет былой напористости в "принуждении" Тель-Авива к миру с палестинской администрацией. 27 июня госдепартамент предпринял очередную кадровую ротацию на ближневосточном направлении. Специальный представитель США на палестино-израильских переговорах Мартин Индик вернулся на свою предыдущую должность вице-президента аналитического Института Брукингса. Имя его преемника пока не называется. Впрочем, очевидно, что новому американскому спецпредставителю придётся начинать если и не с чистого листа, то явно и не с той точки, на которой в конце апреля - начале мая текущего года произошла "заморозка" палестино-израильского диалога.

Нынешняя пауза в переговорах с палестинцами продлится столь долго, сколько понадобится кабинету Нетаньяху, чтобы тщательно взвесить свои дальнейшие действия по нейтрализации ХАМАС. Пока ситуация вокруг Газы не приняла окончательной определённости. К границам с палестинским анклавом Израиль подтянул войсковую группировку, объявлена мобилизация резервистов, но приказ на вторжение не отдан. Наземная операция в Газе сдетонирует эскалацию на Западном берегу, за которой может обозначиться перспектива нового военного столкновения израильтян с ливанской "Хизбаллой" на северных границах. Здесь можно вспомнить прозвучавшее в конце прошлого месяца обращение руководства ХАМАС к Ирану помочь палестинцам "справиться с израильской агрессией".

Именно прогноз армейских кругов Израиля о высокой вероятности втягивания Израиля в войну на три фронта (Газа, Западный берег, приграничье с Ливаном) стал в эти дни сдерживающим фактором для большинства членов кабинета Нетаньяху. Звучат мнения, что террористические акты резонансного характера, сопоставимые с убийством трёх школьников, происходили на спорных территориях и ранее. Но Израиль не прибегал тогда к масштабным войсковым операциям. Сам израильский премьер также занял взвешенную позицию. 4 июля стало известно, что Нетаньяху пообещал воздержаться от военных действий против хамасовцев в Газе, если те прекратят ракетные и миномётные обстрелы израильских населённых пунктов. Место и время заявлений премьера по данному поводу (речь в американском посольстве в Израиле по случаю Дня независимости США) наводят на мысли, что израильтяне пытаются скоординировать свои действия с ближайшим партнёром. Обострять отношения с Вашингтоном, которые и так после срыва американского проекта палестино-израильского урегулирования приняли ещё более натянутый характер, не входит в планы Тель-Авива. Израиль рискует оказаться один на один с реальностью войны на три фронта и форсированием американцами таких сверхчувствительных для еврейского государства тем, как заключение окончательного соглашения с Ираном по ядерной программе последнего. Плюс ко всему итоги войсковой операции в Газе могут привести к развалу нынешней правительственной коалиции Израиля и необходимости внеочередных выборов. Поэтому эмоциям не дадут возобладать над трезвым политическим расчётом.

После соглашения между ХАМАС и ФАТХ, формирования в Палестине правительства национального единства, Израилю было необходимо с конкретными аргументами на руках показать миру экстремистскую природу контролирующего Газу палестинского движения. Теперь ни одна сила не заставит Израиль оказаться за одним столом переговоров с хамасовцами. Это наиболее значимое для израильтян политическое приобретение по результатам трагедии в Хевроне. Мирный процесс по американским лекалам урегулирования отодвигается на максимально неопределённую перспективу, чего, собственно, Израиль и добивался все последние месяцы.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM