Петр Порошенко 3 июля представил депутатам Верховной рады Украины свой проект поправок в Конституцию. Анонсировались серьезнейшие изменения: передача полномочий от центра к регионам, передача полномочий от президента парламенту. Текст предложенных поправок, впрочем, показывает, что перемены будут не столь радикальными, а по некоторым аспектам их и вовсе не будет. Проекту еще предстоит пройти обсуждение в комитетах Рады, но, скорее всего, никаких радикальных изменений в структуру украинского государства он не внесет.

История вопроса

Словосочетание "поправки в Конституцию" упоминается в украинской политике уже 15 лет. Впервые изменения предложил в 1999 году Леонид Кучма. Поправки предлагали усиление власти президента: парламент должен был стать двухпалатным, причем верхняя палата, участие в формировании которой должен был принимать и президент, получала право контролировать деятельность нижней. Кроме того, президент получал право распускать парламент, если тот в течение месяца не формирует большинство или в течение трех месяцев не утверждает бюджет. Граждане Украины на референдуме поддержали эти поправки, но с ними не согласилась сама Верховная рада.

Следующая реформа стартовала в начале 2003 года. Действующая власть в лице Леонида Кучмы (до конца его полномочий оставалось полтора года) предложила сократить полномочия президента и расширить полномочия парламента. Кучма рассчитывал стать спикером парламента и сохранить власть над страной, однако эти планы были нарушены "оранжевой революцией". Второй президент Украины тогда в очередной раз показал свою "последовательность", предложив прямо противоположное тому, что предлагал четырьмя годами ранее.

Эти поправки все-таки были утверждены в самом конце 2004 года, в разгар революции. Кучма и Виктор Янукович соглашались на проведение "третьего тура" выборов только в обмен на вышеописанную реформу. Усиление полномочий парламента также поддержали социалисты и коммунисты. Верховная рада утвердила эти поправки 8 декабря, и Виктор Ющенко, победив в "третьем туре", получил уже куда меньше полномочий. Формирование правительства было передано от президента парламенту.

В теории передача полномочий от президента парламенту имела одни сплошные плюсы - коллегиальность и компромиссность решений, независимость от одного конкретного человека и т.д. Однако практика показала, что украинские депутаты не справляются с этим ресурсом. Вместо того, чтобы принимать компромиссные решения, они подчас не принимали никаких - не получалось договориться; касалось это даже бюджета. В условиях частых выборов политические силы в борьбе за избирателя все больше наращивали агрессивность риторики, заодно заражая этой агрессией и самих избирателей. Все это в итоге привело к общеизвестным печальным последствиям.

Новые изменения затеял в 2010 году четвертый президент Украины Виктор Янукович. Он показал такую же "последовательность", как и Кучма: пока был депутатом от оппозиции - поддерживал усиление роли парламента, когда стал президентом - перестал поддерживать. В конце 2010 года Конституционный суд Украины отменил Конституцию 2004 года как утвержденную без его (суда) экспертизы. В Венецианской комиссии позже удивлялись, как это основной закон страны смог продержаться аж пять с половиной лет, прежде чем судьи заметили столь очевидное нарушение.

Оппозиция обвиняла Януковича в узурпации власти, и одним из требований нового майдана (хотя и не самым заметным) стало возвращение к Конституции 2004 года, то есть усиление роли парламента. Еще до начала основных боев в центре Киева Янукович согласился пойти на компромисс и запустить процесс возвращения "парламентской конституции". Но, как известно, майдан предпочел не договариваться с властью, а свергнуть ее. 21 февраля Верховная рада вернула конституцию-2004. Это сопровождалось беспрецедентным давлением на судей КС (вплоть до физического воздействия), однако на общем фоне происходящего в Киеве внимания на это никто не обратил.

Децентрализация

Ключевым пунктом предложенных Порошенко поправок в Конституцию является децентрализация. Пятый президент Украины заявил, что никакой "федерализации" Украины не будет, но местным властям дадут больше полномочий. В общих чертах эта часть реформы выглядит так: местная исполнительная власть будет формироваться областными советами (парламентами) из своего состава. Сейчас губернатора назначают из Киева, и он формирует областную администрацию.

Вместо назначаемых губернаторов появится институт "представителей президента". Формально он не будет иметь никаких полномочий, кроме контроля за соответствием решений местного совета Конституции и законам Украины. "Они не будут вмешиваться в управление, не будут делить деньги, не будут выдавать лицензии", - заявил 3 июля Петр Порошенко.

Впрочем, у этих представителей останется право "координировать" работу региональных отделений центральных властных структур. Да и в налоговой политике ничего не меняется - о передаче налогов на местный уровень не сказано ни слова. Так что переоценивать будущую независимость регионов от центра не стоит: это будет независимость без денег. В проекте закона сказано, что отдельные полномочия могут передаваться на местный уровень (вместе с финансированием), но это будет решаться отдельно в каждом конкретном случае. И чтобы получить необходимые деньги, нужно будет, разумеется, дружить с представителем президента.

Парламентаризм

Кроме того, проект поправок предлагает дальнейшее усиление роли Верховной рады и дальнейшее ослабление роли президента. Упрощается процедура импичмента президента, усложняется процедура роспуска парламента. Предлагать премьер-министра будет не президент, а коалиционное большинство депутатов, причем депутатам разрешается менять фракции, так что считать будут "по головам". Рада получает право водить режим ЧС, принимать решение об использовании войск, назначать судей.

Одновременно расширяются права силовых структур, появляется новая очередная новая спецслужба с характерным названием "Государственное бюро расследований". Контроль за силовыми ведомствами остается за президентом. Таким образом полномочия первого лица украинского государства сокращаются в кадровых вопросах, его становится проще сместить с поста, но его "силовые" полномочия только расширяются.

Проект поправок еще долго будет обсуждаться в Верховной раде. Некоторые фракции готовы поддержать его с оговорками, другие категорически против. Многие украинские политики настолько принципиальны, что могут менять решения и дважды в день, так что предсказать судьбу документа непросто. Но рано или поздно поправки, конечно, примут.

Депутаты, оставшиеся во фракции Партии регионов (их меньшинство), голосовать за этот документ не будут: не предлагается реальной децентрализации, не предлагается реального перераспределения налогов, не предлагается закрепленного статуса русского языка, таким образом ни одно из требований восточного электората не выполнено, констатировал регионал Борис Колесников. Не нравится законопроект и коммунистам.

У других фракций - другие претензии. "Батькивщина" Юлии Тимошенко требует, чтобы президент более последовательно отказывался от "узурпации полномочий". Например, так последовательно, как сама "Батькивщина", которая перед обедом в четверг была категорически против поправок, а после обеда выразила категорическую готовность их поддержать. Националисты из "Свободы" продолжают сплачивать свой электорат антирусской риторикой (особого статуса русскому языку давать нельзя) и популизмом (надо лишить неприкосновенности всех депутатов и президента - это важнейшая задача).

Кроме того, не стоит переоценивать рациональность Верховной рады и глубину анализа ее депутатами предлагаемых к подписанию документов. В четверг за включение поправок к Конституции в повестку дня проголосовали 277 депутатов. По словам парламентариев, почти никто из них сам документ не читал. Это не мешало ни комментировать его, ни включать его в повестку дня. Так что вопросы по-прежнему решаются неформально.

Воображаемая реформа

Неудивительно, что в нынешней ситуации президент Украины выражает готовность передавать "экономический" блок правительству. Впереди у жителей Украины очень тяжелое время: средние доходы остаются прежними, цены на услуги ЖКХ выросли почти вдвое, инфляция заметно выше обычного, Украина в 2014 году из бедной страны превратилась в очень бедную. Некоторое время можно списывать все проблемы на "врага", но рано или поздно это время закончится.

Передача полномочий от центра регионам носит чисто ритуальный, декларативный характер, потому что без передачи финансирования полномочия мало чего стоят. Единственное реальное новшество - право местных жителей выбирать своего губернатора, пусть и не прямо, а косвенно, через депутатов. Но по той же причине обесценивается и это новшество.

Усиление роли парламента имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны - возможная коллегиальность решений, несомненно, плюс. С другой - депутаты Рады уже продемонстрировали, насколько они способны к этой коллегиальности.

Интересной поправкой является возможность депутатов Верховной рады менять фракции. Сильные стороны этой позиции неясны, ведь, по идее, депутат, баллотируясь в парламент, подписывается под общей программой партии. А тут вдруг выясняется, что нет. Зато очевидны минусы такого решения. Ничто не мешает депутатам до избрания говорить одно, а после избрания делать другое. И спросить будет не с кого. Кулуарный способ решения вопросов станет еще немного проще.

В целом реформа выглядит воображаемой, а не реальной. Настоящая децентрализация предполагает, что регионам передаются налоги. Этого не сделано. Без этого право выбирать своего губернатора лишается смысла: деньги этот губернатор все равно будет получать из Киева. Идти на уступки по языковому вопросу Киев тоже не хочет. А перераспределение президентско-парламентских полномочий внутри одной и той группы граждан, сначала физически захвативших, а потом легализовавших власть, граждан русскоязычной Украины интересует очень мало.

Русский язык

Ключевым вопросом остается вопрос о статусе русского языка. Для значительной части жителей восточной Украины этот вопрос имеет политическое значение. Признание русского языка вторым государственным было бы сигналом готовности Киева к компромиссу. Однако Порошенко в очередной раз заявил, что государственный язык на Украине один - украинский.

При этом он готов идти на менее значительные компромиссы. В конце июня в интервью Figaro он заявил, что февральское решение Верховной рады о лишении русского языка статуса регионального было ошибкой. То же сказано и в проекте поправок к Конституции: "Сельские, поселковые, городские, районные и областные советы могут в порядке, предусмотренном законом, предоставлять в пределах своей территории специальный статус русскому и другим языкам национальных меньшинств".

Но никто на Украине не знает, что предполагает этот "особый статус". Непохоже, чтобы он предполагал увеличение числа русскоязычных школ (сокращенных при Ющенко и Януковиче) или разрешение использовать русский язык в официальных документах. Порошенко рассчитывает ограничиться ни к чему не обязывающим "особым статусом".

Стоит отметить, что русский язык вовсе не является на Украине "языком национального меньшинства", и Петр Порошенко прекрасно об этом знает. Проведенное в середине 2000-х исследование американской компании Gallup показало, что на русском языке думают 83% граждан Украины. Социологи предлагали респондентам на выбор анкеты на русском или украинском языке: понятно, что человек выбирает анкету на том языке, который ему лучше понятен.

Вопрос о языке является вопросом политическим для обеих сторон. Майдан для сплочения своего электората делал большую ставку на антирусскую (политическую, экономическую, культурную, языковую) риторику. Украинская пропаганда в течение 10 лет последовательно внушала мысль о необходимости "языкового патриотизма", в результате чего даже на востоке страны немало граждан, думающих и говорящих по-русски, не поддерживает придание русскому языку статуса второго государственного.

Особая ставка делается на молодежь, именно поэтому майдану столь важно сокращение числа русскоязычных школ. Зрелых и пожилых людей убедить в том, что дважды два пять, никто не пытается. Зато в этом всячески убеждают молодежь, продвигая тезис, что русское - это прошлое, старое и немодное. И с каждым годом выросших на этой концепции юных граждан становится все больше, а сомневающихся в такой арифметике все меньше.

По-русски разговаривает и сам Петр Порошенко, и 90% киевских политиков. Однако внешне требуется проявлять незалежность. И рассуждать (по-русски) о том, что на Украине может быть только один государственный язык - украинский. Концепции, альтернативной концепции "Украина - сестра России" (вар.: "Киев - мать городов русских"), в Киеве так и не придумали. Оставалось только вынести на пьедестал саму эту украинскость (про которую никто не знает, что это такое) - что и произошло.

Сергей Гуркин