Утвержденная в мае нынешнего года стратегия социально-экономического развития Петербурга (она же предвыборная программа исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко) уделяет малому бизнесу совсем немного внимания. В документе утверждается, что ситуация в отрасли в целом неплохая, но дальнейшее развитие, конечно, необходимо. Главными направлениями развития Смольному видятся поддержка инновационного малого бизнеса, решение "вечных вопросов" (подключение к сетям, снижение административных барьеров) и выход в лидеры рейтинга самых удобных для малого бизнеса городов. Эксперты и участники рынка считают, что цели отчасти указаны верно, но реальное движение к ним не слишком ощутимо, поэтому документ остается скорее благопожеланием.

Авторы стратегии констатируют, что по числу малых предприятий на душу населения Петербург занимает ведущее место в России. Указано, что большинство из них работает в сфере торговли, а также в сфере операций с недвижимостью. Тем не менее, основной акцент документа сделан на совсем других предприятиях - "инновационных".

"Учитывая приоритеты инновационного развития Петербурга, необходимо включить потенциал малого бизнеса в создание и расширение инновационной экономики. Целесообразно приоритетное развитие малого предпринимательства в науке и в обрабатывающих производствах, а также в сферах радиологии и информационных технологий", - пишут авторы стратегии.

Помогать инновационному малому бизнесу предлагается "путем возмещения затрат, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже". Другое направление - поддерживать экспортную деятельность таких предприятий, возмещать часть затрат, "включая возмещение процентов по кредитам, субсидии на выполнение обязательных требований законодательства страны-импортера по сертификации, регистрации, на разработку фирменного наименования, товарного знака, создание промышленного образца".

Эксперты и участники рынка говорят, что продвигать инновационные производства - это, конечно, очень правильная цель, однако у бизнеса есть куда более насущные проблемы, решение которых продвигается очень медленно. "Все это, к сожалению, звучит как маниловщина, - говорит председатель городской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. - Это крайне малореально и не особенно нужно рынку сегодня".

"В долгосрочной перспективе все это правильно, - констатирует исполнительный директор Союза малых предпринимателей Владимир Меньшиков. - Но при этом сейчас большинство субъектов малого бизнеса сосредоточены в сфере услуг и в торговле, а этим сферам уделяется незначительное внимание".

"Классическому" малому бизнесу Смольный обещает материальную помощь в подключение к сетям: "Необходимо отладить механизм предоставления субсидий для возмещения затрат субъектов малого предпринимательства по их технологическому присоединению к источнику электроснабжения. Субсидии должны выплачиваться в случаях, когда подключение осуществляется через принимающие электроэнергию устройства, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт".

В вопросе с подключениями к сетям есть некоторый прогресс, говорит Владимир Меньшиков: "Сейчас стали подключать те помещения, которые бизнес арендует у города, причем все вопросы решаются без участия предпринимателей. Так что определенное движение вперед есть". Впрочем, оптимизм разделяют не все участники рынка.

"Я приведу два показательных примера работы монополистов, - рассказывает Алексей Третьяков. - "Водоканал" недавно обязал предпринимателей ставить у себя автономные очистные сооружения, из которых вода должна выходить практически питьевой. Спрашивается, зачем тогда "Водоканал"? Другой пример - ситуация с газовыми баллонами. Если помните, несколько лет назад была серия взрывов этих баллонов. Спрашивается, почему в России, крупнейшем производителе газа, мы пользуемся баллонами? А потому что подключиться так сложно и так дорого, что проще пользоваться баллонами".

Кратко упомянут и другой основной для малого бизнеса вопрос - административные барьеры: "Необходимо формирование механизмов имущественной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, а также создание благоприятных условий для их развития. Требуется снижение административных барьеров и создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов. Должны быть сформированы механизмы стимулирования спроса".

Цель поставлена верно, однако, во-первых, не сказано, как ее достичь, а во-вторых, в последнее время ситуация с административными барьерами отнюдь не улучшается, констатируют эксперты рынка. "Согласований становится меньше, но они становятся сложнее, - говорит Владимир Меньшиков. - Самые большие проблемы - с доступом к земельным участкам и к помещениям".

Реальной помощи со стороны Смольного так мало, что многие участники рынка даже и не пытаются ее получить. "Я обратился за помощью к государству один раз, когда попытался получить грант в комитете по развитию предпринимательства, - рассказывает владелец частного пансионата "Столетие" Григорий Лютых. - Ничего не вышло, остался неприятный осадок, я понял, что никакой помощи от государства ждать не надо".

"Пока что мы не наблюдаем какого-то движения в положительном направлении, - говорит директор "Пражских булочных" Ирина Шмакова. - Административных препятствий много, я бы не сказала, что их становится меньше. Электричество очень дорогое и продолжает дорожать, и так далее. У меня нет ощущения, что там во власти кто-то болеет душой за малый бизнес - по-моему, никто особенно и не пытается ничего сделать".

В Смольном рассчитывают, что в случае успешной реализации стратегии малому бизнесу, которому и так живется неплохо, станет просто превосходно: "Количество малых предприятий достигнет 340 тыс. единиц. Доля работников субъектов малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых достигнет 50%. Достижение данных показателей позволит Петербургу занять в рейтинге Всемирного банка по благоприятности условий ведения бизнеса позицию не ниже 3-й".

Самым большим недостатком стратегии эксперты рынка называют отсутствие конкретики и невнимание к главному вопросу - о том, какие субсидии нужны малому бизнесу для успешной конкуренции с крупными сетями. "Хотелось бы услышать про развитие форм торговли, альтернативных сетевым, - говорит Владимир Меньшиков. - Сейчас доступ на рынок затруднен, это создает проблему и для производителей, и для нас, и для потребителей". Главные задачи остаются прежними - противодействие крупным сетям и обеспечение доступа к инфраструктуре, отмечает Алексей Третьяков.

Самый насущный вопрос - льготные условия по аренде помещений, говорит Григорий Лютых. Для разных компаний решающее значение приобретают разные факторы, но проблема носит именно комплексный характер, говорит Ирина Шмакова: "Трудно тут что-то выделить. Есть проблема и с арендными ставками, и с монополистами, и с согласованием рекламы, и со всеми прочими согласованиями".

Экспертам трудно оценить, стало ли за три года правления Георгия Полтавченко городскому малому бизнесу легче или сложнее. "Ситуация изменилась, но осталась тяжелой, - отмечает Алексей Третьяков. - При Матвиенко удушение малого бизнеса шло на городском уровне, теперь оно идет из федерального центра. Это и законодательство о торговле, и проблемы с энергетическими монополистами, и с торговыми сетями. Нынешняя администрация, насколько я понимаю, пытается этому противодействовать, но получается у них не очень".