Председатель Совета директоров управляющей компании "Соломбалалес", Заслуженный работник лесной промышленности России Николай Львов обратился с открытым письмом в адрес губернатора Архангельской области Игоря Орлова. ИА REGNUM публикует текст обращения.

"Уважаемый Игорь Анатольевич!

Обратиться к Вам в форме открытого письма я решил, поскольку не вижу иных способов привлечь Ваше внимание к кричащим проблемам, решение которых едва ли возможно без Вашего участия. Увы, многочисленные письма и обращения, направляемые в Ваш адрес, остаются без ответа. Не буду строить предположений, что служит тому причиной.

Полтора года назад, в декабре 2012 года, Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат произвел последнюю в своей истории тонну целлюлозы. Последняя страница 76-летней трудовой истории комбината перевернута, работники в полном соответствии с законом сокращены, получили причитающиеся компенсации, обрели новые рабочие места... Что же дальше? Комбинат, ставший первым в стране производителем хвойной сульфатной небеленой целлюлозы, многое давший нашему городу, области, стране, всегда живший надеждой на будущее - отныне уйдет в историю, вслед за многими заводами Архангельска - гидролизным, лесопильными?..

Да, в том качестве, в котором комбинат работал в последние годы, он существовать уже не будет. Время диктует новые условия жизни, и для того, чтобы завод был эффективным в условиях жесткой мировой экономики, он должен идти на два шага впереди конкурентов. Абсолютно убежден, что "свято место" (имею в виду промплощадку СЦБК) пустовать не должно, и в Архангельске должен появиться новый завод или даже несколько производств, ориентированных на производство востребованной рынком продукции из низкосортной древесины и порубочных остатков.

О планах - чуть ниже, а пока хотелось бы поговорить о проблемах нынешнего дня. Не секрет, что остановка СЦБК запустила цепную реакцию проблем на предприятиях, экономически связанных с комбинатом - на Соломбальском ЛДК и в леспромхозах, входящих в холдинг "Соломбалалес". Неимоверными усилиями команде руководителей холдинга (кстати, почти полностью сменившейся за последние полтора года) удалось избежать остановки ЛДК и коллапса лесозаготовительной деятельности холдинга. За это заплачена высокая цена - остановка двух лесозаготовительных предприятий и переход остальных в процедуру внешнего наблюдения. В условиях, когда большинство уже давно предпочло бы свернуть бизнес, чтобы не умножать убытки, мы "упираемся", оптимизируем процессы, пытаемся найти способы продолжения работы лесозаготовительных предприятий и лесопильно-деревообрабатывающего комбината. Без значительных задержек выплачивается заработная плата, обеспечиваются все положенные по закону льготы и компенсации работникам. Работают очистные сооружения, принимающие городские хозбытовые стоки, за очистку которых "Водоканал" платит примерно так же, как Украина за российский газ. И тем не менее более 700 тружеников СЛДК, 300 работников СЦБК и почти 500 лесозаготовителей надеются на то, что предприятия продолжат работать, а в семьях будут стабильность и достаток.

Но у областных властей, видимо, другие планы.

Сегодня, когда предприятиям как никогда нужна поддержка, руководство области от нас отвернулось. Более того, предпринимаются шаги, направленные на скорейшее "прекращение мучений" предприятий холдинга. Инициировано исключение инвестиционного проекта холдинга из перечня приоритетных якобы в связи с неисполнением программы инвестиций, а по факту с единственной целью - "отлучить" предприятия от лесного фонда, переданного под реализацию инвестиционного проекта. При этом декларируется необходимость передавать лес от "неэффективных" арендаторов в пользу "эффективных". Мне не понятна сама логика этих действий. Ведь не секрет, что не только у холдинга "Соломбалалес" есть задержки в привлечении инвестиций. У некоторых компаний отставание от планов реализации проектов еще более серьезное. Если уж исключать - так всех! Однако чиновники действуют избирательно... Словно действуя по чьей-то указке, они не хотят принимать во внимание, что холдингом проводятся все необходимые лесовосстановительные работы, нет задолженности по перечислению арендной платы за лесфонд. При этом нам не объясняют предпринимаемых действий, ни о чем не информируют, словно бы и нет уже ни такой компании, ни полутора тысяч работников...

Нужно понять, что в области начался глобальный передел лесов, и определить заинтересованные стороны довольно просто (своей заинтересованности никто и не скрывает). Сомнения отброшены, действует одна программа: отнять и поделить!

Для максимально эффективного использования производственной площадки и имеющихся лесных ресурсов холдингом "Соломбалалес" был разработан проект "Создание инновационного лесоперерабатывающего комплекса по принципу био-рефайнинга с производством наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью". В рамках проекта предполагается завершить строительство лесопильного завода, построить завод по производству вискозного волокна и завод по производству биотоплива второго поколения - древесного биомасла.

Здесь хотелось бы отметить, что сформулированная идея во многом уникальна. Это свежее решение по использованию имеющейся у нас промплощадки и арендуемых лесов, в том числе и самых проблемных, низкосортных. Не случайно проект поддержан научным сообществом Северного Арктического Федерального университета, прошел обсуждение в Торгово-промышленной палате России. В настоящее время продолжаются переговоры с возможными инвесторами, в том числе с привлечением международных консультантов. Процесс небыстрый и непростой, но мы идем по этому пути.

Вместе с тем в Правительстве Архангельской области мы не встречаем заинтересованности в реализации проекта, как и готовности обсуждать альтернативные варианты использования площадки Соломбальского ЦБК. Не находят понимания наши предложения о переносе сроков реализации действующего инвестиционного проекта, внесении в него изменений. Это, конечно, осложняет диалог с инвесторами и угрожает остановкой действующих лесозаготовительных предприятий холдинга и Соломбальского ЛДК.

Соответствует ли такой подход государственным интересам - развитию сильного отечественного бизнеса, развитию территорий, обеспечения занятости населения? Итог такой политики, увы, предсказуем - формирование в области "пула" из двух-трех монополистов с разделением между ними сфер влияния. Видимый результат такой политики уже сегодня - критическое снижение предпринимательской активности в лесной сфере.

Почему же нет диалога, почему власть глуха к чаяниям проблемных предприятий и их работников? Ответа у нас нет. Если наши предложения, по мнению руководства области, не соответствуют государственным интересам, скажите нам об этом, и давайте вместе искать и определять перспективы развития. Возможно, мы понимаем их как-то не так - тогда поправьте нас, давайте найдем истину за столом переговоров".