В последнее время канцелярия экс-президента Армении Роберта Кочаряна и он лично активно критикуют действия или инициативы властей чуть ли не по каждому актуальному вопросу. Охват тем достаточно широкий - от конституционных и пенсионных реформ вплоть до размера штрафов за нарушения правил дорожного движения. При этом Кочарян положительно отреагировал на выдвинутый недавно парламентской оппозиционной "четверкой" (партии "Процветающая Армения", "Армянский национальный конгресс", "Наследие" и АРФ "Дашнакцутюн") список требований к власти. О том, что означает сближение позиций Роберта Кочаряна и оппозиционной "четверки", почему Кочарян стал одним из самых ярых критиков действующей власти, что за этим стоит, и как он может вернуться в политику, и других актуальных вопросах внутриполитической повестки Армении корреспондент ИА REGNUM побеседовал с директором Института Кавказа, армянским политологом Александром Искандаряном.

ИА REGNUM: Г-н Искандарян, чем обусловлена резкая, активная и перманентная критика Роберта Кочаряна и его канцелярии в адрес власти?

Роберт Кочарян - достаточно активный человек. Во-первых, он не старый, и сложно представить себе, что он уйдет на пенсию, будет лежать на диване и играть в домино. Он вполне способен проявлять активность. На самом деле Кочарян проявлял активность всегда. Нельзя сказать, что он был абсолютно пассивен и вообще не давал никаких интервью, а его офис никак не реагировал на происходящие в жизни Армении события. Тем не менее, и у меня сейчас есть ощущение, что они (интервью, заявления) стали более частыми, или журналисты стали на это обращать больше внимания. В общем, после парламентских и президентских выборов 2012-2013 гг. прошло достаточно времени. На фоне политической стагнации в стране он делает какие-то заявления. В чем проблема? Я не могу тут видеть ничего такого, что выбивалось бы из обычной логики поведения человека, который был президентом, а затем перестал им быть. Прошло какое-то время, когда он был менее активен. В стране есть достаточно сильное социальное недовольство, есть о чем говорить, что он и делает.

ИА REGNUM: В определенных экспертных и политических кругах бытует мнение, что нынешняя активность Кочаряна является подготовительным периодом для его возвращения в политику. Иными словами, он готовит почву для своего возвращения. Вы согласны с этим мнением?

Еще очень рано об этом говорить. Если он действительно готовит почву для возвращения в большую политику, то это фальстарт. Как можно возвратиться в большую политику? Вместе с "четверкой" сделать революцию? Это несерьезно. Эту фразу нужно в кавычки взять и в конце поставить смайлик. Или же сделать дворцовый переворот? Для того, чтобы провернуть такое никаких заявлений делать не нужно, наоборот, лучше помолчать. В связи с этим для возвращения в большую политику необходимы президентские или хотя бы парламентские выборы. Для того, чтобы выступать на этих выборах необходимо в качестве базы иметь политическую силу, а ее нужно создавать. Какими-то отдаленными залпами можно прийти на выборы, но я бы не стал так делать. Три года (до выборов) - гигантский срок. В Армении за последние три года чего только не произошло. В этом плане заранее делать шаги, которые будут через три-четыре года отзываться, - трудно себе представить такое. Мне не кажется, что для этого есть основания. Посредством заявлений не дать о себе забыть? Да, это вариант. Поддерживать оппозиционную риторику - тоже вариант. Собственно, какую еще риторику ожидать от бывшего президента. Все бывшие президенты, далеко не только в Армении, критикуют действующую власть. Все, кому не лень в Армении говорят, что существующее положение дел в стране плачевное. Об этом говорят от политиков и политологов до людей, сидячих на скамейках перед подъездами.

ИА REGNUM: Среди основных причин отказа Роберта Кочаряна баллотироваться на выборах президента 2013 года сам экс-глава республики назвал то, что два карабахца не должны конкурировать между собой. Многие считали, что Роберт Кочарян и действующий президент Армении Серж Саргсян - близкие соратники - и таковыми остаются. Однако сейчас такое впечатление, что по каждому удобному случаю Кочарян критикует власть и делает это довольно жестко. Можно ли сказать, что время союзничества между "двумя карабахцами" закончилось?

Зачем говорить, что они - соратники? Конечно, они были таковыми. Если так смотреть, то все те, кто у нас сейчас в политике, в какое-то время были соратниками. Они все вышли примерно из одного гнезда - правящей вначале 90-х гг. партии "Армянское общенациональное движение" (АОД). Вся армянская политическая элита вышла из АОД. Что касается того, что Кочарян не пошел на выборы, чтобы два карабахца не конкурировали между собой, то это несерьезно. Я никоим образом не могу комментировать их личные взаимоотношения. На самом деле это не имеет значения. В политическом же плане примерно с 2007 года они - Серж Саргсян и Роберт Кочарян - соперники. Парламентские выборы 2007 года были опосредованным соревнованием между тогдашним президентом Робертом Кочаряном и премьер-министром Сержем Саргсяном. Партия "Процветающая Армения" (ППА) тогда была проектом Роберта Кочаряна, и вопрос рассматривался так: если ППА наберет большинство голосов на выборах в парламент, у Кочаряна будет возможность стать премьер-министром, а Серж Саргсян был бы президентом, не имея большинство в парламенте.< Однако в той борьбе "Процветающая Армения" проиграла. Серж Саргсян одновременно стал серьёзной фигурой и в государственном аппарате и завладел Республиканской партией Армении (после того как умер лидер Республиканской партии Андраник Маркарян) как инструментом для выборов. В связи с этим результаты президентских выборов 2008 года были предопределены. То, что случилось 1-2 марта 2008 года (в результате столкновения полиции с несогласными с официальными итогами президентских выборов демонстрантами погибло 10 человек и сотни получили ранения), на мой взгляд, в значительной мере - результат того, что структура власти тога была двухголовой между выборами и инаугурацией президента. После этого ситуация изменилась, возглавляемая Сержем Саргсяном Республиканская партия начала доминировать на всех площадках, и структура власти стала пирамидальной. То есть, Кочаряна и Саргсяна соратниками назвать никак нельзя. Однако с другой стороны их нельзя назвать и соперниками, поскольку Роберта Кочаряна нет в большой политике. Участвовать в большой политике и выступать с заявлениями, давать интервью - это совершенно разные вещи. С заявлениями выступают и дают интервью многие комментаторы, но это не значит, что они участвуют в политике.

ИА REGNUM: Он же не простой обозреватель или комментатор. Кочарян - бывший президент и, по данным СМИ и политиков, владеет огромными финансовыми ресурсами...

Он, конечно, не простой комментатор, он бывший президент. Один этот факт отражается на весомости его слова. Да, у него есть деньги. Финансы - необходимые, но не достаточные условия для участия в большой политике. В Армении для того, чтобы быть в большой политике, необходимо иметь за своими плечами либо серьезную политическую силу, либо государственный пост, либо деньги. Желательно все три сразу. Вот, если, кроме денег, ничего другого нет, то этого недостаточно.

ИА REGNUM: Может ли вторая по величине и политическому влиянию в стране партия "Процветающая Армения", которая считалась проектом Роберта Кочаряна, а сейчас пытается объединить вокруг себя оппозиционные политические силы, стать основой для возвращения Кочаряна в большую политику?

"Процветающая Армения" такой базой для Кочаряна уже не является. Она была таковой в 2007 году. ППА именно под это создавалась тогда, как одноразовый механизм для того, чтобы сделать переход Кочаряна на пост премьер-министра с политическим доминированием в парламенте. То есть, сделать вариант Путина-Медведева. Этого не получилось. С тех пор "Процветающая Армения" изменилась, препарировалась и стала совсем другой. У лидера партии "Процветающая Армения", крупного бизнесмена Гагика Царукяна имеются свои отдельные от Кочаряна интересы. Помимо этого, "Процветающая Армения" не участвовала в президентских выборах 2013 года. Почему Роберт Кочарян не принял участие в президентских выборах? Я вам скажу, почему. Он говорит, что не участвовал, поскольку является карабахцем, и как-то неудобно, чтобы два карабахца конкурировали. Я же считаю, что он не участвовал в выборах, поскольку - не глупый человек. Он бы проиграл президентские выборы прошлого года. Это очевидно. Зачем идти на выборы, если ты их проиграешь?

ИА REGNUM: Для кандидатов "выбить" кресло из-под президента между первым и вторым сроками, особенно в странах с неразвитой политической системой, достаточно трудно. Когда истекает второй срок президентства, и система власти выстраивается в конъюнктуру поиска преемника, кого пока не видно в армянской политической реальности, претендентам легче конкурировать с новым кандидатом власти. В этом контексте некоторые комментаторы считают возможным вариант участия Кочаряна в следующих президентских выборах. Какого ваше мнение?

Совершенно верно. Когда действующий президент идет на второй срок, обладая всей полнотой необходимого инструментария, у него есть фора. Во-первых, просто потому, что он президент. В любой стране и обществе есть какое-то количество людей (по исследованиям политологов и социологов, это до 15% голосующих), которые просто голосуют за действующего президента. Им нравится стабильность, чтобы не было изменений. Они голосуют за знакомое. Во-вторых, государственный аппарат, которого даже организовывать не нужно. Он работают на действующее руководство и по умолчанию голосует за кандидата от власти. В-третьих, организационный ресурс власти. Таким образом, между первым и вторым сроками труднее конкурировать с действующим президентом, но после второго срока, когда возникает вопрос преемника власти, задача конкуренции несколько облегчается для других кандидатов. Но я повторюсь, времени до следующих президентских выборов, которые состоятся в 2018 году, еще очень много. О том, как подходят политические силы к выборам президента, мы поговорим после парламентских выборов. Когда, после парламентских выборов политические силы выстроятся в какую-то линию, можно уже попытаться понять ситуацию. Говорить об этом сейчас преждевременно, поскольку на сегодняшний день, думаю, что и сам Роберт Кочарян не знает, что будет делать через три-четыре года.

ИА REGNUM: Создает ли нынешнее сложное социально-экономическое положение в стране почву для возвращения в политику лиц, к которым в свое время, мягко говоря, было достаточно неоднозначное отношение в обществе? В Армении такой прецедент имел место, когда после 10 лет молчания вернулся в политику и на президентских выборах 2008 года, по официальным данным, занял второе место первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Многие сейчас о президентстве Кочаряна говорят следующее: "Хотя бы при нем жили лучше". Возможен ли такой сценарий с Кочаряном?

Хороший вопрос. Прецедент действительно имел место. Результат, которого достиг Левон Тер-Петросян, был гигантским. В сентябре 2007 года он появился на арене после 10 лет молчания. До этого его не было вообще. По-серьезному его компания началась с ноября того же года. Однако уже к февралю 2008 года, то есть через пять месяцев, по итогам президентских выборов по официальным данным, за него проголосовала больше 1/5 избирателей - 21,5%. Это - гигантский результат. Это при том, что был кандидат-спойлер Артур Багдасарян, который оттягивал на себя голоса (17%) оппозиционного электората. Но в чем здесь отличие? Конечно, социальное недовольство в стране огромное, оно разлито по всему обществу. Однако для того, чтобы социальное недовольство обрело политическую форму ему нужно дать канал, по которому оно может переходить на политический уровень. Для того, чтобы социальное недовольство трансформировать в политическое, необходимо предложить обществу этот канал, а его пока нет. Это же рынок, и работает он по механизму спрос-предложение. Спрос на политическую оппозицию в нашей стране огромный, а ее нет. Ничего из существующего (имеет ввиду оппозиционные партии - прим. ИА REGNUM) таковым не является, чтобы возглавить серьёзное протестное движение. Ситуация, когда есть спрос, и нет предложения, сохраняется достаточно приличное время. Как мы помним, кандидат в президенты от оппозиции Раффи Ованнисян (глава партии "Наследие" - прим. ИА REGNUM) на президентских выборах 2013 года, по официальным данным, в Ереване набрал 43% голосов, а спустя 2,5 месяца на выборах в Совет старейшин столицы его блок получил 8%. Падение в пять раз. Такие партии, как АРФ "Дашнакцутюн" и "Процветающая Армения", не выставляли своих кандидатов на президентских выборах. Оппозиция старого типа, которая была до недавних пор, уже не существует. Оппозиционные партии, конечно, существуют, более того, они представлены в парламенте, но реального потенциала у них нет. На политической арене крутятся одни и те же лица, которые уже надоели электорату. Посмотрите на митинги гражданских активистов. Какие-то молодые мальчики и девочки собирают больше людей, чем классические политические партии. Это катастрофа в смысле наличия оппозиции в стране.

ИА REGNUM: Может ли зародиться политическая оппозиция от указанных вами гражданских движений?

Оппозиция может зародиться из любого мусора. Не сочтите, что я кого-нибудь называю мусором. Это цитата от Анны Ахматовой о том, что стихи могут рождаться из любого мусора. Оппозиция может родиться из чего угодно. Она может родиться даже из старых партий, гражданских движений, каких-то форм протеста, но пока этого не происходит. Несмотря на существующее социальное недовольство, мы видим общественную апатию.

ИА REGNUM: Способен ли Кочарян сделать предложение обществу, которое может ликвидировать апатию и внести свежесть в политические процессы?

Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку речь идет не о личностях. Как личность, да, Кочарян способен на такой шаг, поскольку он был уроненным в себе и жестким политиком. На президентских выборах 2013 года Раффи Ованнисян набрал 37% голосов. Если ему удалось набрать столько голосов, то, наверное, многим это удастся сделать. Г-н Ованнисян получил голоса всего протестного электората. На самом деле кандидата в президенты звали не Раффи Ованнисян, а "антисержсаргсян". За Раффи Ованнисяна голосовали даже такие люди, которые не думали, что он может быть президентом. Они все же голосовали, так как он был "анти". Речь не о личностях. Однако для успеха на выборах нужна ресурсная база - от применения политических технологий, задействования экспертной базы до медиа-ресурсов и финансов. Помимо этого, также необходимо строительство пирамиды, наличие серьезной когорты людей, которые могут заниматься организационными вопросами. Только денег недостаточно. Можно любые деньги потратить, но при отсутствии аккумулирующих и отрабатывающих эти средства людей, финансы будут распылены. Мне не кажется, что Кочарян будет подключать все свои ресурсы сейчас. Должен быть политический взрыв, который изменит всю ситуацию. Если он сейчас пойдет на такой шаг, проиграет, поскольку это будет фальстарт. Делать такого рода вещи за четыре года до выборов несерьезно. Просто армянское общество привыкло мыслить примитивными конспирологическими схемами. Разговоры о Роберте Кочаряне на самом деле не о нем самом, а о каком-то Димирурге, который сидит где-то, плетет паутину и всеми руководит. На самом деле ситуация обстоит иначе.

ИА REGNUM: Приятно считать, что власть состоит из трех основных сегментов - интеллектуальный потенциал, сила и ресурсы. При наличии сильной оппозиции они объединяются и становятся единым телом, а при отсутствии оппозиции они отдаляются друг от друга и борются между собой. В настоящее время, как вы отмечается, в Армении нет сильной оппозиции, с другой стороны мы замечаем столкновение интересов между различными ветвями власти. К чему это может привести, может ли случиться раскол внутри правящей системы?

Может. Это один из классических вариантов образования многопартийной системы. В мире другие варианты почти не известны. В такого рода в гибридных политических режимах обычно образуется так называемая полуторапартийные системы, в которых доминирует одна сильная партия и рядом есть несколько маленьких, не способных влиять на политику. Это ситуация продолжается определённое время. Обязательно внутри доминирующей партии возникают отдельные сегменты, группы интересов. Она (правящая партия) не является монолитом, в том числе в Армении. Там очень сильны взаимные противоречия. Правящая Республиканская партия Армении - это не одно политическое тело, а место консенсуса между различными конкурирующими группами. Это ситуация непременно может привести к разделению правящей партии на более мелкие образования. Тому есть примеры - Мексика, Япония. Но вопрос в том, что раскол может случиться через полгода, а может через 30 лет.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян