Прибытие в Ирак партии российских боевых самолетов продемонстрировало выход на новый уровень международной обстановки вокруг иракского кризиса. 29 июня в страну были поставлена первая партия штурмовиков Су-25 российского производства в составе пяти машин. Иракская сторона планирует уже через несколько дней применить их против боевиков группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Данная поставка имеет важное значение в плане развития потенциала вооруженных сил Ирака, фактически лишенных в настоящее время современных боевых самолетов. Ранее Ирак договорился с США о приобретении 36 истребителей F-16, поставки которых пока в процессе осуществления, также в декабре 2013 г. в Южной Корее были заказаны 24 легких истребителя FA-50, поставки которых ожидаются к 2016 г.

В самом приобретении Ираком партии российской боевой техники в общем-то нет ничего нового. В военно-техническом сотрудничестве Багдада с другими странами, изначально не было жесткой привязки к США, которые в то же время оставались приоритетным партнером властей Ирака в данной сфере (с 2005 года объем сотрудничества между двумя странами в военной сфере превысил $14 млрд). Ранее Ирак закупал бронетехнику у новых восточноевропейских членов НАТО, а в 2012 г. заключил с Россией крупное соглашение о поставках около 40 ударных вертолетов Ми-28НЭ и Ми-35, а также 48 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" на сумму $4,3 млрд. Впрочем уже тогда этот контракт, по некоторым данным, вызвал противодействие США и части правящих кругов в Багдаде.

Однако ситуация с нынешними, достаточно оперативными поставками необходимых Ираку ударных самолетов носит гораздо более острый характер в политическом плане, развиваясь на фоне пассивности США в вопросе военной помощи Багдаду и напряженности в отношениях между действующим премьер-министром Ирака Нури аль-Малики и Вашингтоном. США фактически пытаются использовать кризис, вызванный наступлением ИГИЛ, для максимального ослабления позиций представляющего шиитов премьер-министра, или даже его отстранения от власти. При этом, по некоторым данным, США пытаются увязать вопрос о действенной военной помощи Багдаду с процессом формирования нового правительства страны.

На этом фоне приобретение Ираком российских штурмовиков носит характер демонстрации Вашингтону самостоятельности Багдада и готовности его властей к геополитическому лавированию. Примечательно, что аль-Малики сообщил о решении закупить самолеты у России, попутно обвинив США в задержке поставок истребителей F-16 Ираку. "Нам следовало бы обратиться к Великобритании, Франции или России для усиления поддержки наших вооруженных сил с воздуха. Если бы она была, то возможно было бы предотвратить то, что уже произошло", - в частности заявил иракский премьер.

Между тем, в условиях предоставления Москвой действенной помощи Ираку в регионе все более отчетливо вырисовывается группа стран готовых активно содействовать Багдаду в борьбе с боевиками. Ранее Тегеран заявил о готовности поддержать правительство Ирака против радикальных исламистов и по некоторым сведениям уже направил в страну силы спецназначения и военных советников. Затем сирийские истребители нанесли серию ударов по боевикам в районе ирако-сирийской границы. Таким образом, на фоне сообщений о поддержке боевиков ИГИЛ со стороны Саудовской Аравии и Катара, выступающих спонсорами и сирийской оппозиции, конфликт в Ираке подобно кризису в Сирии все больше приобретает региональное и международное измерение.

Отметим, что в истории с закупками Ираком российских самолетов примечательна и противоречивая информация по типам поставленных машин. Первоначально сообщалось о приобретении Багдадом тяжелых фронтовых истребителей Су-27СМ и Су-30К, способных действовать и по наземным целям. 29 июня член комитета по безопасности и обороне иракского парламента предыдущего созыва Аббас аль-Баяти заявил о прибытии в Ирак десяти истребителей компании "Сухой". В то же время, по данным минобороны Ирака имела место поставка пяти штурмовиков Су-25. Отметим, что данные самолеты, предназначенные для ударов по наземным целям, в гораздо большей степени, чем истребители семейства Су-27 соответствуют выполнению задачи, стоящей перед армией Ирака, которой противостоят группы боевиков, лишенных собственной авиации. Кроме того штурмовики Су-25 значительно более просты в обслуживании и эксплуатации, что позволит иракским силам существенно раньше пустить их в ход.

В то же время приобретение современных истребителей семейства Су-27/30, обладающих большой дальностью действия, позволило бы Багдаду более уверенно контролировать воздушное пространство и территорию страны, а также усилило бы эффект от указанной геополитической демонстрации в адрес Вашингтона и соседей по региону. И в этом контексте противоречивая информация относительно типов закупленных Ираком самолетов может носить далеко не случайный характер.

Давид Арутюнов - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM