Если Азербайджан готов гарантировать безопасность Нагорного Карабаха и открыть границы с ней и внешним миром, то это тема отдельных переговоров. Но так как таких гарантий Азербайджан не дает и оставляет блокаду, то Баку не оставляет власти НКР возможности для маневра и выбора. Об этом заявил руководитель армянской делегации на проходящей в Баку сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, член правящей Республиканской партии Армении (РПА) Арташес Гегамян в интервью ANN.az, отвечая на вопрос о том, что "в Армении сложилась сложная ситуация в связи с процессом принятия страны в ЕврАзЭС и непонятной ситуацией в вопросе экономической границы Армении с Нагорным Карабахом".

"В Армении не сложная ситуация, несмотря на то, что кому-то хочется видеть ее такой. В Армении нормальная рабочая ситуация. Сняты основные проблемы, связанные с унификацией основных законов Армении с законодательством стран-членов Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). Есть отдельные положения, которые требуют заключения договоренностью между Арменией и учредителями ЕврАзЭС. Армения всегда говорит, что "Нагорно-Карабахская Республика" де-факто суверенна, а значит, НК является субъектом международного права, за который Армения не может принимать решения. Являясь членом Всемирной торговой организации, Армения все эти вопросы урегулировала. Изначально было заявлено, что ни одно из положений Таможенного союза и ЕврАзЭС не может противоречить нормам ВТО. А все нюансы будут обговорены с тем, чтобы восторжествовала справедливость, и, как сказал Нурсултан Назарбаев, чтобы не возбуждать "нашего азербайджанского друга". Мне кажется, для всех все понятно. Если Азербайджан готов гарантировать безопасность НКР и открыть границы с ней и внешним миром, то это тема отдельных переговоров. Но так как таких гарантий Азербайджан не дает и оставляет блокаду, то Баку не оставляет власти НКР возможности для маневра и выбора", - сказал он.

Гегамян при этом призвал руководителей стран совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ прийти к компромиссному решению, основанному на основополагающих принципах, изложенных в пяти заявлениях президентов Франции, США и России сделанных в Аквиле, Довиле, Давосе, Мускоке и др. "Наш президент неоднократно выражал свое согласие начать более целенаправленные переговоры, в основе которых будут эти заявления президентов США, России и Франции", - напомнил он. "При наличии положительной воли и соответствующих гарантий я смотрю в будущее с оптимизмом", - заявил политик.

Как считает он, все нюансы переговорного процесса в лучшем случае знают 5 человек - президенты Армении, Азербайджана и сопредседатели МГ ОБСЕ. Все остальное, по его мнению, - предположения и догадки, которые "могут быть ошибочными".

В данном контексте Гегамян также отметил, что все принципы Хельсинского акта имеют одинаковое значение и должны применяться одновременно, "а не выборочно и прежде всего с учетом обеспечения безопасности проживающего там населения". "Давайте возьмем пример Европы. Французский город Страсбург в составе земли Эльзас был территорией Германии. Сейчас Страсбург - вторая столица Европы. Я неоднократно спрашивал жителей этого города, и они говорили, что они в Германии и Франции, во всех странах ЕС равнопринимаемы. По аналогии с примером Страсбурга Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика могли бы стать членами Евразийского экономического союза при открытых границах, когда жители Армении, Азербайджана и НКР могли бы свободно перемещаться через открытые границы, бурно развивалась торговля, гуманитарная сфера. Чтобы граждане Армении и Азербайджана чувствовали себя в Нагорном Карабахе одинаково хорошо, а граждане НКР чувствовали себя комфортно в Азербайджане и Армении. Надо понять, что никто землю с собой на тот свет не возьмет. Надо иметь мудрость и прозорливость, показать будущим поколениям, что мы принесли мир многострадальному региону. Через эту территорию прошло много войн. Мы же хотим мира и процветания, наши народы этого достойны", - сказал он.

Гегамян также коснулся "перепалки с украинской делегацией после того, как армянская делегация заявила о праве народа Крыма самоопределиться". "Наши украинские друзья и коллеги не внимательно слушали мои слова. Я говорил о самоопределении крымского народа, а они стали подсчитывать какой процент в Крыму украинцев, русских, крымских татар... Право на самоопределение закреплено в первой статье Устава ООН, параграф 2, и в Хельсинкском заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подобная реакция украинцев мне понятна, но древняя мудрость гласит: "Платон мне друг, а истина дороже", - отметил армянский политик в ответ на вопрос азербайджанского журналиста.