Чем живет Польша: премьер Туск не застрелился, не сгорел от стыда и даже не подал в отставку
Украина, 28 июня, 2014, 00:33 — ИА Регнум. Уже вторую неделю Польша и поляки взбудоражены содержанием бесед, которые в частном порядке, в тишине и спокойствии престижных ресторанов Варшавы, с полным откровением, уверенные в том, что никто их не слышит, вели известные политики. В основном, это были приближенные премьера
Но некто таинственный при помощи соответствующей аппаратуры подслушал эти откровения, а затем их записи передал влиятельному еженедельнику "Впрост". Редакция начала их публикацию. О нарастающем политическом землетрясении мы уже писали. Однако тема далеко не исчерпана, постоянно появляются новые аспекты, достоянием гласности становятся новые записи.
Кубинские сигары и арманьяк 1957 года Казалось бы, поляков после многолетних разочарований политиками трудно удивить степенью их цинизма и двуличия. Но то, что сейчас они услышали из уст участников скандала и прочитали в стенограммах их бесед, многих все-таки ошеломило.
Прежде всего, при всех известных оговорках и критических мнениях шокировал уровень культуры и формат их личностей. Кто мог ожидать, что председатель Национального польского банка (Центральный банк Польши) Марек Белька, профессор экономики, в прошлом министр финансов, вице-премьер и премьер Польши (в 2004-2005 годах), главный "восстановитель" Ирака (в 2003-2004 годах отвечал за экономические вопросы во Временных коалиционных властях) и наконец директор европейского департамента в МВФ, измеряет свои достоинства... длиной своего мужского достоинства?! Причем с воодушевлением, применяя этот же критерий, сплетничает о своих коллегах - политиках и ученых мужьях. А делает это не в легком французском стиле, а скорее в казарменном, с применением всего боезапаса самых "тяжелых" непарламентских терминов.
Кто мог ожидать, что министр внутренних дел
Кто из поляков имел представление о том, чем живет посольство Польши на Кубе?! Даже знатоки тематики вряд ли бы угадали. Министр иностранных дел
На этом перечень проблем, которыми живет министр иностранных дел Польши, не завершается. Сикорский придумал, что по случаю 57-летия премьера подарит ему арманьяк этого же года разлива (1957), но нигде не может найти столь благородного напитка. "И что я сделаю?" - вздыхает грустный министр.
После выборов все может подорожать!
Но главное, чем Сикорский, повсеместно в Польше считающийся проводником американских интересов в Европе, привел в недоумение поляков было, конечно, его утверждение о том, что "польско-американский союз вреден, поскольку дает Польше чувство фальшивой безопасности". Не менее шокирующим было его высказывание о "негритянскости" поляков, которые, как "фраера, отсосали американцам".
При этом общим знаменателем большинства бесед было стремление к тому, как поудобнее примоститься к "корыту власти" - как обмануть избирателей и выиграть выборы или как попасть на первое место в избирательном списке партии, что часто гарантирует место в парламенте либо - что еще более денежно - в Европарламенте.
Например, из высказываний руководителя контролируемого государством крупнейшего в Польше нефтеперерабатывающего концерна "Орлен" в одной из опубликованных записей следует, что перед выборами в 2011 году правительство "приказало" снизить цены на бензин до психологически важного барьера - 5 злотых за литр. Все для того, чтобы выиграть выборы. После того, как партии Дональда Туска удалось выиграть эти выборы, он в эйфории послевыборочного вечера сказал директору "Орлена": "Теперь бензин, б...., может быть и по семь злотых!".
Кодекс чести не действует
Разочаровался тот из поляков, кто рассчитывал на то, что после предания гласности записей бесед премьер Дональд Туск в соответствии в предвоенным кодексом чести закроется в тишине своего кабинета и пустит себе пулю в висок. Но он даже не сгорел от стыда за себя и за членов своей правительственно-партийной команды. Не объявил ни об отставке своего правительства, ни даже об отставке скомпрометированных министров. Не послушал он также известных политологов, которые подсказывали ему: "Туск после случившегося не должен появляться на публике на протяжении ближайших 10 лет".
Правительство "не заметило" демонстраций, которые прошли на этой неделе в Кракове и в Варшаве. "Наша демонстрация - это призыв к правительству Дональда Туска, чтобы нам, полякам, не приносило стыда и подало в отставку. Причина нашего стыда - это не только преданные гласности записи, но прежде всего стиль, некомпетентность и неэффективность политики возглавляемого Дональдом Туском правительства" - написали организаторы.
Для властей главной проблемой в контексте опубликованных записей стало отнюдь не то, ЧТО говорили участники этих бесед и на какие СГОВОРЫ по отношению к государству и гражданам они шли. Власти любой ценой стремились внушить общественному мнению, что основная опасность - это факт, что запись была произведена незаконно, что именно это представляет собой угрозу для государства. Правительство напрочь забыло, что польские власти сами очень охотно подслушивают граждан, позволяя подслушивать себя лишь спецслужбам США, которым в целом-то наплевать на "сигарные" заботы Сикорского, главное, чтобы тот продолжал делать дело. В стране официально известно о 2 млн фактах подслушивания - за это Польшу критикуют не только правозащитные организации, но и Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Кто нас подслушивает и как ему это удалось? - этот вопрос волнует польских политиков. Поэтому неслучайным было нашествие прокуратуры и спецслужб на редакцию еженедельника "Впрост", а также последующие рьяные поиски автора записей, которые закончились вычислением четырех подозреваемых - двух официантов и двух бизнесменов.
Арифметика побеждает
Дональд Туск тщательно подсчитал голоса, которыми он располагает в парламенте, и в минувшую среду обратился к Сейму с просьбой выразить вотум доверия его правительству. В своем выступлении он извинился за словесную форму, в которой его министры вели диалоги. Но их суть проигнорировал. Как отметил Туск, тот, кто подслушивал и записывал, "руководствовался злыми намерениями". Пугал "организованной преступной группой", которая нанесла удар по правительству, и туманно выражался о международном контексте: "Фоном являются также события на Украине и ситуация в Европе. Последствием скандала должно было стать ослабление влияния польского правительства на решения, касающиеся европейских институтов и механизмов энергетической безопасности Европы".
А в целом, как подчеркнул Туск, он не заметил, чтобы после скандала его в Европе начали игнорировать, а это означает, что доверия к нему не потеряли. Большинство, которым в Сейме располагает Туск, удовольствовалось этими аргументами и выразило вотум доверия себе же...
O tempora, o mores!
Обрадованный таким результатом голосования премьер отправился в пятницу в Брюссель на саммит Евросоюза. В то же время появились очередные грустные факты из жизни государства, которое "существует только теоретически". Именно так о Польше в обнародованной недавно беседе выразился министр внутренних дел Бартоломей Сенкевич. Стало известно, например, что генерал погранвойск, советник в Правительственном центре безопасности, будучи в гостинице в городке Слубице на польско-немецкой границе... украл кошелек.
Второй неприглядный факт: в Верховном Суде закончилось дело председателя Окружного суда в Гданьске, "моральный позвоночник" которого несколько месяцев назад проверили журналисты в рамках провокации. Они представились сотрудниками канцелярии премьера Туска и пригласили к нему на совещание судей, которые вели дело крупного афериста. Председатель суда, забыв про теоретическую независимость судей, охотно согласовывал с мнимыми чиновниками детали ведения дела. Это поведение закончилось для него жалобой министра юстиции с требованием его исключения из корпуса судей. Однако чистоту принципов на этот раз победила профессиональная солидарность судей: виновник отделался легким испугом - переведением на провинцию без возможности занимать руководящие должности и временным лишением повышения зарплаты. Принцип независимости судей, которым обычно с пеной на устах реагируют польские судьи на любую форму их критики, был на этот раз забыт.
Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы