Затягивание процесса присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) связано с политическими причинами, а именно с тем, что Белоруссия и Казахстан не видят экономического резона членства Еревана в данной организации. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

По итогам саммита Высшего Евразийского экономического совета в Астане 29 мая было принято решение до 1 июля согласовать все нерешенные вопросы в переговорах по присоединению Армении ЕАЭС. Однако с тех пор армянские официальные лица отказываются называть точный срок подписания соглашения о присоединении Еревана к ЕАЭС. Вместо этого до общества и СМИ доходят сообщения о том, что присоединение Армении к союзу потребует переговоров с ВТО о компенсациях в пользу стран-партнеров по торговой организации. Об этом, в частности, на днях заявил вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Премьер-министр Армении Овик Абрамян, отвечая на вопрос журналистов о том, почему затягивается процесс присоединения Армении к ЕАЭС, в свою очередь, отметил: "Лучше поздно, чем никогда". "Есть вопросы, требующие решения. Я считаю, что после 3 июля что-то будет ясно. Думаю, этот процесс будет иметь место, однако в вопросе сроков могут быть изменения", - сказал он.

Среди самих стран-основателей Евразийского экономического союза, как заметил Лукьянов, наблюдается некоторая асимметричность по вопросу расширения объединения. "Внутри нынешнего состава стран-основателей есть некоторая асимметричность в отношении политики расширения Евразийского союза. Понятно, что Россия не столько по экономическим, сколько по геополитическим причинам заинтересована в расширении. А вот Казахстан и Белоруссия особого интереса в этом не видят, тем более не понимают, зачем все это делать так срочно. Их позиция имеет свою логику, по которой сначала необходимо полностью урегулировать все вопросы в рамках нынешней тройки основателей, а уже потом обратиться к задаче расширения, не повторяя ошибки Европейского союза, когда Брюссель в свое время торопился с расширением, и в итоге все пошло не так, как хотелось бы. Вопросы же среди тройки основателей Евразийского союза остаются. Нет чёткого и ясного механизма согласования интересов", - пояснил эксперт.

На его взгляд, Россия в связи с тем, что ее воспринимают как центр притяжения на пространстве СНГ, желает подтолкнуть процесс расширения ЕАЭС. "Тем более, коль скоро Грузия, Украина и Молдавия подписали Ассоциативное соглашение с ЕС, ответные шаги по расширению зоны евразийской интеграции тоже необходимы. Однако среди самих основателей Евразийского союза существует разный уровень интереса к расширению. Если для России этот интерес очевиден, то Белоруссии и Казахстану он совсем не очевиден. Интерес Белоруссии и Казахстана больше связан с экономикой. Поскольку присоединение Армении к ЕАЭС, равно как и Киргизии, существенно не увеличит экономический потенциал объединения, они не считают необходимым торопиться. Россия в расширении Евразийского союза заинтересована и, конечно, доминирует в этом формате, но это не полное господство, чтобы заставить Минск и Астану всецело следовать в фарватере Москвы", - сказал Лукьянов.

Коснувшись заявления Шувалова, Лукьянов заметил, что Армения гармонизирует свое членство в ВТО и Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии. "Одно другому не противоречит, поскольку Таможенный союз строится на нормах, совместимых с ВТО. Тем не менее, это (согласование) некий процесс, поскольку Армения вступила в ВТО раньше. Армения, конечно, не собирается выходить из ВТО или ради Таможенного союза создавать для себя затруднения в других торговых направлениях. Однако некоторую процедуру согласования должна пройти", - пояснил политолог.

Директор центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян, в свою очередь отметил, что при вступлении в таможенные объединения и изменении таможенных процедур и ставок страны должны вести переговоры с ВТО, что в порядке вещей. "Однако здесь речь идет не только об Армении, но и России. Коль скоро Армения вступает в Евразийский экономический союз, в переговорах с ВТО она должна выступать в блоке со странами-основателями евразийского объединения. Это командная работа, как в случае с Европейским союзом, государства-члены которого не имеют даже права вести сепаратные переговоры с международными организациями. То есть, в этом вопросе Армения по умолчанию должна чувствовать поддержку России, которая уже прошла аналогичную процедуру согласования с ВТО", - пояснил Манасерян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

В заключение он добавил, что вступление Армении в ЕАЭС равнозначно необходимо как Еревану, так и странам-основателям объединения. "Дело в том, что Армения уже в прошлом году согласовала документ об ассоциации с ЕС, а это значит, что Ереван - безусловный лидер по институциональным реформам среди стран-членов Евразийского союза. Помимо этого, некоторые отрасли экономики Армения, особенно, сектор информационных технологий, довольно развит и занимает передовые позиции. Даже не стоит говорить о геополитической значимости Армении, которая по сути является единственным надежным союзником России на Южном Кавказе", - подытожил экономист.