Российско-азербайджанские взаимоотношения переживают ренессанс. Привычная антироссийская риторика в азербайджанских СМИ явно пошла на убыль, из уст высокопоставленных представителей официального Баку зазвучали заявления, смысл которых сводится к тому, что именно Азербайджан является самым надежным и перспективным стратегическим партнером России в регионе. Кроме того, заметно осложнились отношения Баку с Западом, недовольным положением с правами человека и преследованиями гражданских и религиозных активистов. Встал вопрос о том, что, как написала газета "Ени мусават", "лимит средств исчерпан, сбалансированную дипломатию" более проводить невозможно, Баку должен сделать выбор: или Запад, или Россия".

На этом фоне визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Баку и сразу же вслед за этим в Ереван, последовавший затем между президентами Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым телефонный разговор породили в Азербайджане нечто вроде эйфории. На Апшероне пришли к выводу, что Москва готова выступить с новыми инициативами по разрешению карабахской проблемы, причем эти инициативы будут носить характер, устраивающий азербайджанскую сторону. Общий настрой в какой-то мере выразило издание haggin.az, утверждающее, что "мы находимся в полосе неоднозначных решений по коренному вопросу бытия азербайджанской нации... Шанс есть. Один из немногих шансов, которые не часто предоставляет история народам. Этот шанс высекло противостояние глобальных сил. Однако в отличие от прошлого, на сей раз, кажется, Баку своего не упустит".

Можно согласиться с тем, что украинский кризис и связанное с ним углубляющееся противостояние России с Западом сыграли заметную роль в том, что Москва обратила самое пристальное внимание на положение в закавказском регионе. Также имеет право на существование версия, которая в последнее время муссируется в российском экспертном сообществе и сводится к тому, что внешние силы могут попытаться спровоцировать очередной виток военной напряженности на линии армяно-азербайджанского противостояния в Карабахе с тем, чтобы спровоцировать "цветные революции" и тем заблокировать интеграционные планы Москвы. Кстати, в Кремле, как можно понять, подобного сценария развития событий полностью не исключают, что в некоторой степени и стало причиной активизации региональной политики России.

Но вот с чем нельзя согласиться ни в коем случае - так это с тем, что российская сторона попытается решать свои проблемы в Закавказье путем "точечного воздействия", расширения сотрудничества с одной из стран региона за счет интересов другой страны. Этого не будет ни в коем случае. В Москве прекрасно понимают, что ни Азербайджан, ни Армения, ни (говоря пока теоретически) Грузия, сколь бы тесны ни были их отношения с РФ, сами по себе не способны сыграть роль эдакой "волшебной палочки", с помощью которой можно легко и безболезненно разрешить все существующие региональные проблемы, сделав упор на безоговорочное сотрудничество лишь с одной из этих стран. Закавказье, нравится это кому-либо или нет, несмотря на все глубокие объективные различия составляющих его государств и народов, тем не менее, является на самом единым геополитическим (а также экономическим) организмом. Ни одна из стран региона не может считаться "ключевой" в этом отношении, а вот регион в целом, действительно, является "ключом к двери", ведущей на Ближний Восток.

И в этом контексте представляется, что Россия предпринимает новые шаги в регионе не только (а возможно, что и не столько) в свете кризиса на Украине, сколько в связи с трагическим, без преувеличения, развитием обстановки на Ближнем Востоке. И началось это не сегодня, не с визита Лаврова и ряда других высокопоставленных российских представителей в Баку. Достаточно напомнить, что уже два года российская сторона активно укрепляет и расширяет свою 102-ю военную базу в Армении, одновременно реализуя широкое военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. Понятно, что и в Ереване, и в Баку эту политику часто критикуют, однако поддержание паритета между противоборствующими сторонами очень важно для Москвы, во-первых, чтобы не допустить возобновления войны, а во-вторых, - для того, чтобы минимизировать многочисленные риски, связанные с потерей управляемости на Ближнем Востоке.

Не скажем ничего нового, заметив, что в условиях распада Ирака, вероятной относительной нормализации отношений Ирана с Западом, актуализации вопроса о возможном создании независимого курдского государства (о большой вероятности проведения референдума о независимости 23 июня заявил глава курдской автономии Ирака Масуд Барзани) и неизбежной в таком случае дестабилизации Турции, геополитическое значение Закавказья (как это ранее уже неоднократно отмечали эксперты ИА REGNUM) будет лишь возрастать. Но именно Закавказья в целом, а не его отдельных частей. И в этом контексте вполне объяснимыми выглядят прямые высказывания ряда российских должностных лиц о желательности присоединения Азербайджана к российским интеграционным процессам, как и указания главы РЖД Владимира Якунина относительно того, что перезапустить абхазский участок Транскавказской железнодорожной магистрали было бы куда более продуктивно и легче, нежели осуществить планы (пока только умозрительные) строительства железной дороги через Армению в Иран. И, конечно же, не только потому, что магистраль Армения-Иран - проект весьма дорогостоящий и трудно реализуемый с технической точки зрения. Эта трасса объективно могла бы более тесно привязать Армению и Грузию к Западу, нежели к России, в то время как возобновление работы абхазской железной дороги стало бы сильнейшим фактором консолидации Закавказья и укрепления связей региона с РФ.

В свете сказанного представляется, что Москва действительно будет стремиться к достижению неких подвижек в карабахском вопросе, однако эти действия будут нацелены, в первую очередь, на сохранение стабильности и снижение напряженности в зоне конфликта. Одновременно будут продолжены усилия для прямого или (что реальнее) косвенного вовлечения Азербайджана в деятельность Евразийского экономического союза. Параллельно более настойчивыми станут попытки ослабить напряженность в отношениях с Грузией за счет развития экономических взаимосвязей и возобновления работы Абхазской железной дороги. Разумеется, трудно сказать, что все эти и аналогичные планы будут полностью реализованы, но несомненно, что именно в таком направлении будет развиваться российская политика в Закавказье.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM