В обязательный минимум литературных произведений, изучаемых в школе, должен входить "тот корпус текстов, который сохраняет культурную идентичность", а также "соответствует понятию культурного канона эпохи и культурного канона автора", заявил на состоявшемся 24 июня в Общественной палате РФ круглом столе доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования Сергей Федоров. В литературном образовании, на его взгляд, важна задача погружения человека в мир культуры, а изучение литературы, таким образом, должно иметь аксиологический характер, когда система ценностей транслируется путем этого погружения, передает корреспондент ИА REGNUM.

Федоров также отметил, что в преподавании литературы значима множественность интерпретаций художественного текста, поскольку принцип разделения на "своих и чужих" воспитывает человека, не готового к диалогу.

Он также выразил уверенность, что в старших классах в неделю должно быть не менее трех часов литературы. И это, по его мнению, не скажется отрицательно на усвоении других предметов школьниками. Федоров обратил внимание на то, что в СССР предполагалось 4 часа литературы, однако инженерная школа была далеко не последней в мире.

Кандидат философских наук, учитель русского языка и литературы Ольга Брюханова в своем выступлении обратила внимание на статус учителей. На ее взгляд учителям, как наиболее уязвимой на сегодня категории граждан, нужна серьезная государственная поддержка. У них должно быть больше времени на самообразование и самовоспитание. Кроме того, Брюханова отметила, что важно воспитывать родителей, а не только учеников: "Мы становимся жертвами и родителей-потребителей, которые считают, что вся ответственность за воспитание и образование лежит только на учителе". Брюханова считает, что важно "формировать здоровое, правильное и порядочное поколение родителей", поскольку сейчас имеет место не только социальный инфантилизм учеников, но и их родителей.

Заслуженный учитель РФ, к.п.н Ольга Зайцева напомнила о проблеме оценки работы учителя по результатам ЕГЭ, что, по ее мнению, является недопустимым.

Учитель высшей категории, д.п.н. Елена Ядровская сконцентрировала внимание на проблеме методики преподавания литературы, которая находится, по ее мнению, под угрозой как научная дисциплина. Она призвала созвать большой всероссийский методический семинар для обсуждения методологических вопросов преподавания литературы.

Руководитель проекта "Словари XXI", член Совета при Президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко рассказал о значимости использования словарей во время обучения. "На сегодняшний день важным инструментом может стать широкомасштабная программа формирования культуры пользования словарями", - сказал он. Для этого нужно "предусмотреть, организовать и продумать экспертизу словарей, которые попадают в школы".

Участники обсуждения также поддержали идею существования единой концепции литературного образования в рамках которой может существовать несколько учебников.

Рекомендации, которые предложили участники круглого стола адресованы Госдуме, Совету Федерации и Министерству образования. Они призван решить существующие проблемы в области преподавания русского языка и литературы в современной Российской школе. В проект резолюции круглого стола вошла рекомендация "дополнить требования к предмету "Литература" перечнем обязательных для изучения художественных произведений, содержащих общероссийский культурный код". Кроме того, предлагается "рассмотреть вопрос о возможности восстановления объемов часов в рамках рекомендуемого базисного учебного плана для старшей школы, отводимых на изучения русской литературы и русского языка в 9-11 классах на уровне 2004 года, предусмотрев изучение предмета "Литература" в объеме не менее 3 часов в неделю и предмета "Русский язык" не менее 2 часов в неделю на базовом уровне".