Стратегическая политика ЕС до 2020 года: утечка конфиденциального документа в The Telegraph

Москва, 24 июня 2014, 11:20 — REGNUM  23 июня 2014 года британское издание The Telegraph опубликовало конфиденциальный документ ЕС, касающийся его стратегической политики до 2020 года.(1) Это намеренная утечка. Означенный документ - "Стратегическая повестка дня ЕС" стал основой для переговоров, состоявшихся 23 июня 2014 года между премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем на Даунинг стрит в Лондоне. На переговорах согласовывалась позиция ЕС и Великобритании на предстоящем в этот четверг саммите Евросоюза.

С точки зрения современного кризиса отношений РФ и ЕС, важным представляется в означенном документе раздел по энергетической политике ЕС. Кроме того, ЕС по-прежнему определяет создание с США единой Трансатлантической зоны свободной торговли целью своей политики. Достижение соглашения Евросоюза с США по этому направлению запланировано на 2015 год.

* * *

Документ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН

В мае европейские граждане избрали новый Европейский парламент, запустив новый законодательные цикл. Это подходящий момент, чтобы отразить, какой Союз мы хотим, и как мы хотим, чтобы он функционировал, а для Совета Европы, как института, обеспечивающего установление стратегической повестки дня, определить ориентацию на годы вперед.

В ближайшие годы наш Союз столкнется с рядом вызовов. Безработица, в частности, среди молодежи остается неприемлемо высокой в некоторых районах нашего Союза. Старение населения увеличивает давление на долгосрочное финансирование пенсий и на систему социального обеспечения и здравоохранения. Демографические тенденции требуют от Европы, чтобы она конкурировала в глобальной гонке за талантами. Рост неравенства угрожает потенциалу многих наших граждан. Изменение климата, высокие цены на энергоносители, энергетическая зависимость и борьба за скудные ресурсы, увеличение глобальной конкуренции, потоки нелегальной миграции, торговля людьми и другие формы организованной преступности - все это ведет к высокому уровню человеческих, социальных и экономических издержек и подрывает верховенство закона. Радикализация и терроризм продолжают угрожать стабильности и демократическим ценностям.

Важно, чтобы Союз воспринимался людьми как институт, позволяющий им отвечать этим вызовам и пользоваться возможностями, которые предлагает современное развитие. Европа сохраняет много активов, и политика ЕС должна быть полностью ориентирована на использование потенциала высокообразованного населения и прочных демократических структур. Политика ЕС должна быть направлена на то, чтобы европейцы чувствовали себя сильными и уверенными в себе. Союз и его государства-члены должны предвидеть изменения, а не реагировать на них, и формировать будущее на основе совместных действий, подкрепленных общим видением.

Для этого Союз должен сосредоточить свои собственные усилия на тех областях, которые делают реальные изменения в повседневной жизни людей и предприятий, способствовать твердой программе реформ. Он должен быть эффективным и приносить дополнительную пользу. В соответствии с принципом субсидиарности Союз должен вмешиваться, когда он может достичь большего, чем отдельные страны самостоятельно. Там, где национальные власти находятся в лучшем положении для получения результатов, Союз не должен мешать.

Разнообразие Европы является одним из ее основных активов, но это работает только через единство целей, чем Европа и показывает свои реальные силы. Союз - это больше, чем сумма его частей. Поэтому крайне важно не создавать барьеры между государствами-членами Еврозоны и государствами не членами ее, и в то же время работать для дальнейшего углубления экономического и валютного союза.

Авторитет Союза также зависит от его способности обеспечить, чтобы его институты и государства-члены следовали принятым решениям. Они должны добиться ощутимых результатов и продемонстрировать их приверженность обеспечению безопасности европейских граждан, защите их прав, благосостояния и благополучия.

Именно в этом общем духе Совет Европы сегодня принял целенаправленную, позитивную и ориентированную на будущее повестку дня, определив ключевые приоритеты на ближайшие годы.

1. Союз рабочих мест, роста и конкурентоспособности

В то время как Союз выходит из кризиса, необходимы смелые шаги к структурной реформе и позитивной повестке дня для роста, конкурентоспособности и создания рабочих мест. Это должно основываться на стремлении к дифференцированной, способствующей росту бюджетной консолидации в соответствии с Пактом роста и стабильности. Осуществление структурных реформ в государствах-членах также должно проводиться в соответствии с рекомендациями по конкретным странам.

Для достижения прочного успеха необходимо:

- способствовать благоприятной инвестиционной среде, в частности, для малого и среднего бизнеса, а также содействовать сильной и конкурентоспособной базе промышленности;

- решать проблему огромных инвестиционных нужд в инфраструктуре важных для ЕС транспортных, энергетических и телекоммуникационных сетей путем мобилизации и правильного сочетания частного и государственного финансирования;

- раскрыть полный потенциал единого рынка путем дальнейшего развития цифровой экономики и завершить создание цифрового единого рынка;

- дальнейшее развитие "Соглашения для роста и занятости" (the Compact for Growth and Jobs) в качестве одного из основных инструментов ЕС по возобновлению роста, инвестиций и занятости;

- сократить ненужные административные тяготы и дальше повышать качество принимаемых решений ЕС в процессе самого принятия, в том числе, в рамках программы REFIT (Regulatory Fitness and Performance programme) и оценок воздействия;

- улучшить функционирование рынков труда, в том числе, путем уменьшения налогов на труд;

- обеспечить необходимые инвестиции в НИОКР (R&D), новые технологии и инновации в рамках Стратегии Европа-2020;

- завершить переговоры относительно международных торговых соглашений, в том числе, о Трансатлантической зоне свободной торговли (TTIP) к 2015 году;

За последние четыре года важные шаги были предприняты для усиления экономического и валютного союза (ЭВС). Процесс, направленный на создание подлинного ЭВС, необходимо продолжать с новыми усилиями. Его структуры управления следует дальше совершенствовать. Работая над этим, мы должны обеспечить открытость и прозрачность и следить за тем, чтобы развитие событий полностью соответствовало интересам единого рынка во всех его аспектах. Опираясь на "Пакт стабильности и роста", а также в целях предотвращения проблемных событий в государствах-членах, прежде чем они влияют на другие государства-члены, должна быть дополнительно укреплена координация экономической политики.

2. Союз для всех, расширение прав и возможностей своих граждан

Глубокие экономические и структурные реформы должны идти рука об руку с более эффективной и более эффектной социальной политикой в полном соответствии с принципом субсидиарности. Все большее число граждан ЕС подвергается риску бедности и социальной изоляции, большое количество нашей молодежи не имеет работы, а неравенство между странами и внутри стран-членов возрастает. В соответствии с основными европейскими ценностями такими, как человеческое достоинство и справедливость, а также с мерами по восстановлению доверия, Союз должен в пределах своих компетенций действовать так, чтобы расширить возможности своих граждан и разблокировать их таланты.

Для достижения этой цели на долгосрочной основе существует необходимость:

- в реализации мер по улучшению результатов обучения и содействию мобильности рабочей силы;

- в дальнейшем снижении раннего ухода из школ;

- в решении проблемы несбалансированности квалификаций и большого количества незаполненных вакансий, в том числе, за счет лучшего прогнозирования нужных квалификаций, необходимых для экономики будущего, и содействия непрерывному обучению;

- сделать нашу систему социальной защиты пригодной для будущего за счет увеличения ее эффективности и результативности с учетом демографических изменений;

- бороться с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством, полностью реализовать новый единый стандарт для автоматического обмена информацией, разработанный ОЭСР;

- развивать свободу передвижения граждан ЕС. В качестве одного из главных достижений Союза, она должна способствовать мобильности рабочей силы. Ее необходимо защитить от злоупотреблений и необоснованных претензий, которые имеют негативное влияние на систему социального обеспечения государств-членов. Проблема, следовательно, должна решаться на всех уровнях.

В следующем году обзор Стратегии Европа-2020 должен дать новый импульс для достижения целей Стратегии по умному (smart), устойчивому, а также инклюзивному росту.

3. На пути к энергетическому Союзу

Охрана окружающей среды, безопасность поставок и конкурентоспособность тесно взаимосвязаны с политикой ЕС по энергетике и изменению климата. Союз должен сохранить свою ведущую роль в борьбе с изменением климата с учетом участия в предстоящих международных встречах таких, как Конференция ООН по изменению климата в Париже в 2015 году (COP 2015), включая усилия по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, что полностью соответствует согласованной амбициозной цели ЕС по 2050 году. В то же время геополитические события и глобальная конкуренция в снабжении энергией требуют возобновления усилий по созданию по-настоящему взаимосвязанного и комплексного энергетического рынка, снижения энергетической зависимости, особенно от российского газа, и гарантированного электропотребления.

В этом свете следующие инициативы должны быть приняты в срочном порядке:

- ускорить дальнейшую диверсификацию энергоснабжения, в том числе, путем использования возобновляемых и других источников энергии;

- искать пути широкого использования коллективных договоров ЕС;

- развивать инфраструктуру для поддержки этой диверсификации, в том числе, посредством создания внутренних взаимосвязей;

- умеренный спрос на энергию за счет повышения эффективности использования энергии;

- обеспечение согласованности между сокращением выбросов парниковых газов, энерго эффективностью и использованием возобновляемых источников энергии и выполнения задач на 2030 год экономически эффективным образом на основе реформированного обмена квотами на выброс.

4. Союз свободы, безопасности и правосудия

Чтобы построить пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ при полном уважении основных прав, необходимы меры когерентной политики в отношении пограничного контроля, предоставления убежища, иммиграции, полицейского и судебного сотрудничества. Все эти области являются взаимосвязанными. Успех или неудача в одном поле зависит от производительности в других областях, а также от более выгодной синергии во внешней политике Союза. Наша политика должна в полной мере учитывать изменения демографических тенденций, медленный экономический рост, нехватку квалифицированных кадров, быстрые технологические изменения и нестабильную ситуацию во многих соседних с ЕС странах и в других регионах.

В этом свете следующие инициативы должны быть приняты в срочном порядке:

- обеспечить эффективную миграцию и политику предоставления убежищ, основанные на солидарности и ответственности, последовательного применения процесса включения с опорой на интеграционную политику и эффективную общую политику возвращения;

- повысить привлекательность Европы для граждан третьих стран, обладающих определенными навыками;

- устранить коренные причины нерегулируемых миграционных потоков путем активизации сотрудничества с третьими странами (2); - модернизировать интегрированное управление внешними границами ЕС с общей визовой политикой;

- предотвращать и бороться с организованной преступностью, торговлей людьми, коррупцией и терроризмом, а также активизировать усилия по решению проблемы радикализации;

- обеспечить баланс между основными правами, в том числе на защиту персональных данных, и правоохранительными потребностями;

- облегчить трансграничную деятельность и обеспечить основу для надежной бизнес-среды, чтобы способствовать росту.

5. Союз в качестве сильного глобального игрока

Более сильная и решительная вовлеченность Европейского Союза в мировые дела требуется для продвижения интересов его граждан и обеспечения их защиты. Для того чтобы иметь реальное влияние на мировые дела, мы должны действовать вместе. Особое внимание следует уделять улучшению координации и согласованности между основным направлениями внешней деятельности ЕС, в том числе, торговли, энергетики, юстиции и внутренних дел, развития и экономической политики. Укрепление общей внешней политики и политики безопасности должен обеспечить единый нарратив и базис, на котором строится такая координация.

В частности, следующие действия должны быть предприняты:

- сконцентрировать усилия по продвижению стабильности и процветания в соседних с ЕС странах в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке;

- дальнейшее укрепление сотрудничества со стратегическими партнерами, направленное на содействие общему видению достижения целей внешней политики - эти отношения имеют важное воздействие на мировые дела;

- поощрять регионализацию и многосторонние механизмы обеспечения безопасности в качестве средства для укрепления стабильности и способствовать процветанию;

- увеличить многостороннее взаимодействие в целях содействия общим ценностям;

- дальнейшее укрепление "Общей политики безопасности и обороны" для того, чтобы государства-члены поддерживали и развивали гражданские и военные возможности, необходимые для противостояния вызовам в условиях быстро меняющегося политического контекста, в том числе, через объединение, совместное использование и укрепление оборонной промышленности Европы;

- увеличить согласованность между странами-членами ЕС в целях внешней политики с умным использованием всех сравнительных преимуществ.

* * *

Для достижения этих целей существует необходимость в эффективных и легитимных европейских институтах. Дополнительная двойная демократическая легитимность Европейского Союза через прямые выборы Европейского парламента и представителей избранных национальных правительств в Европейском Совете нуждается в уважении. Они должны организовать себя соответствующим образом. Они должны хорошо работать вместе в полном соответствии с Договорами и их соответствующей ролью. Их работа должна основываться на принципах субсидиарности и пропорциональности. Больше места должно быть уделено национальным парламентам, в том числе, путем укрепления средства для участия в дискуссиях, чтобы сделать их голос услышанным в процессе принятия решений.

(1) The EU's 'strategic agenda' until 2020 - leaked document // http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/eu/10919833/The-EUs-strategic-agenda-until-2020-leaked-document.html

(2) "Третьи страны" - специфический термин для стран, не относящихся к Европейскому Союзу. Например, Афганистан, Белиз, Беларусь, Бразилия, Китай, Норвегия, Швейцария, РФ, США и т. д. - это "третьи страны" для ЕС.

Европейская редакция ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.