Активность общественности Казани в деле поддержки населения Юго-Востока Украины свидетельствует о росте патриотических настроений и демонстрирует возможность местной гражданской самоорганизации. Общество русской культуры Татарстана, выступившее в качестве инициатора сбора гуманитарной помощи для населения Донецкой и Луганской областей, сегодня из сугубо культуртрегерской организации превратилось в силу по объединению всех неравнодушных к трагическим событиям в Новороссии.

Среди участников гуманитарной акции можно было встретить и татар-мусульман, и старообрядцев, и байкеров, и чиновников, и адвокатов, и предпринимателей, т.е. совершенно разнородную публику, которая солидаризировалась в понимании того, что жители Новороссии - это соотечественники, это "наши люди", которым необходимо помочь в борьбе с нацистской агрессией Киева. Общая беда объединяет людей очень быстро. Однако этот абсолютно искренний патриотический подъем (когда людей не гонят выражать свою солидарность, как это было в случае с акциями в поддержку Крыма) сопровождается совершенным безразличием со стороны Казанского кремля.

Когда в марте пошел процесс воссоединения Крыма с Россией, элита Татарстана от президента Рустама Минниханова до муфтия Камиля Самигуллина выступила за эту интеграцию и постаралась подружиться (и подружилась) с антироссийским Меджлисом крымско-татарского народа. Были мобилизованы предприятия и организации для выражения массовой поддержки населения. Тогда эта политика находила понимание, и даже роман Казанского кремля с Меджлисом получил свое объяснение: дескать, эту антироссийскую организацию надо склонить на сторону России и заставить быть помягче в своих заявлениях и действиях.

Впрочем, так и осталось непонятным, что мешало руководству Татарстана пригласить пророссийские крымско-татарские организации, так сказать, для сохранения своего реноме в качестве "опекуна всех крымских татар". Пока же экспертов не покидает ощущение, что Казанский кремль - это лоббист интересов только антироссийского Меджлиса крымско-татарского народа.

Однако энтузиазм татарской элиты, который наблюдался в Казани во время вхождения Крыма в состав России, абсолютно не виден сейчас, когда гибнут жители Юго-Востока Украины. Бескровное вхождение Крыма приветствовалось в Казанском кремле (некоторые приближенные к нему национал-депутаты, в особенности директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, даже принялись примерять к Крыму "модель Татарстана" эпохи Минтимера Шаймиева и предлагали властям Крыма взять ее за образец взаимоотношений с Москвой).

А сегодня мы видим просто поразительное хладнокровие со стороны руководства Татарстана по отношению к войне в Новороссии. Такое чувство, что для Казанского кремля ее нет. В то время, когда в Славянске и под Луганском гибнут люди, соотечественники, руксос в Татарстане предпочитает праздновать Сабантуи, устраивать "литературные дворики" с участием московских актеров, т.е. вести абсолютно беззаботную жизнь без какого-либо внимания к тревожному пульсу страны. Это равнодушие особенно заметно, если сравнить действия администраций в соседних с Татарстаном регионах Поволжья.

В Чувашии, например, местное Министерство здравоохранения сейчас занимается организацией приема и размещения беженцев в санаториях, поток которых огромен. Беженцы из Новороссии появились и в Татарстане, однако если в Чувашии чиновники занимаются оказанием им помощи, то в Татарстане ничего про это не слышно. В результате беженцами сейчас занимаются активисты Общества русской культуры Татарстана и просто неравнодушные рядовые жители Татарстана, которые присоединились к гуманитарной акции, делая это своими силами и на свои деньги, чего явно недостаточно.

Создается ощущение, что активность простых жителей Татарстана даже раздражает Казанский кремль (Общество русской культуры направило в адрес президента Татарстана просьбу о помощи прибывающим из Новороссии беженцам, но ответа не получило до сих пор - прим. ИА REGNUM). Почему? Думаю, что безразличие татарстанской этнократии к судьбе Новороссии вызвано отношением к собственным русским, которые живут в республике. В Новороссии украинские националисты воюют с русскими, русскоязычными, ориентированными на Россию. Поэтому проблемы русскоязычных Украины понимаются и принимаются русскоязычным населением Татарстана очень близко. Но вот у этнократии симпатии явно на другой стороне.

Достаточно взглянуть на ресурсы татарских национал-сепаратистов от ТОЦ и "Азатлыка" до "Правых татар", чтобы понять, за кого они переживают в гражданской войне на Украине. Как известно, две вещи невозможно скрыть - любовь и кашель. Со времен провозглашения суверенитета Татарстана татарские национал-сепаратисты всегда были выразителями "молений сердца" Казанского кремля. Отсюда и невысказанные симпатии к украинским радикалам с Евромайдана и декларированное уважение к Меджлису...

Зачем этнократии Татарстана помогать русскоязычным Новороссии? Уж лучше они позаботятся о Меджлисе. С ним они быстро нашли общий язык. Так что беженцам из Новороссии придется ехать в Чувашию или Ульяновскую область, там даже чиновники примут и обогреют. В Татарстане же будут заниматься привлечением инвестиций от арабских шейхов, а сбор гуманитарной помощи - это не для "северной столицы ислама". И останется заниматься этим только общественности.

Айрат Ахметзянов, политолог