Планирование развития сектора науки и технологии вокруг заранее определенной на основе долгосрочного прогноза системы технологических приоритетов, как это предусмотрено в государственных программах, не дает ожидаемых результатов, уверены ученые РАНХиГС. Согласно представленному директором Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС Натальи Кураковой и замдиректором Центра Владимиром Зиновым 19 июня аналитическому докладу "Национальная научно-технологическая политика "быстрого реагирования": рекомендации для России", в последние годы происходит "стихийное и трудно прогнозируемое формирование новых исследовательских фронтов, появление новых технологий", отвечать на которое нужно иной системой мониторинга, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Увеличение скорости технологизации научных разработок и последующего процесса формирования новых потребительских рынков становится вызовом самой парадигме долгосрочного прогнозирования, которая лежит в основе современной научно-технологической политики в России", - отмечается в докладе.

Долгосрочные прогнозы научно-технологического развития, существующие в России, по мнению аналитиков, создают угрозу неэффективного расходования государственных средств, поскольку в числе приоритетов отсутствуют направления, обладающие высоким потенциалом индустриализации. Кроме того, отсутствует кадровое обеспечение выбранных приоритетов и спрос на прорывные результаты со стороны отечественной промышленности. А по отмеченным в прогнозах приоритетным направлениям России придется догонять своих конкурентов.

Согласно выводам исследователей, изменить ситуацию позволит новая парадигма научно-технологической политики, в которой ключевую роль будет играть мониторинг и экспертиза. В докладе подчеркивается, что первым элементом новой политики должен стать качественный прогноз развития технологий и науки.

Существующие прогнозы, по мнению авторов доклада, представляют собой "не более чем экстраполяцию на отдаленную перспективу уже сформировавшихся научно-технологических трендов". В результате, "особую актуальность приобретает вопрос о том, какие новые высокотехнологичные индустрии появятся не в 2030 и не в 2040 г., а в ближайшие несколько лет, какие индустрии формируются на данный момент, и есть ли в России научно-технологические заделы, способные обеспечить государству конкурентоспособность на этих новых рынках".

Таким образом, "политика быстрого реагирования", по мнению ученых, должна базироваться на "непрерывном мониторинге" научно-технологической сферы, экспертизе конкретных проектов и управлении реализацией проектов, развивающих перспективные технологии.