Муниципальные выборы в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети, особенно, в Ахалкалаки и Ниноцминде, проходили с "серьёзными нарушениями избирательного права граждан и под оркестровку спецслужб". Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразили представитель возглавляемого Кахой Кукава блока "Непарламентская оппозиция", набравший на выборах 27% голосов избирателей Арташес Паланджян из Ахалкалаки и эксперт по Грузии Сергей Минасян.

По словам экспертов и оппозиционных политиков, уровень муниципальных выборов в Джавахети и Квемо-Картли по степени демократичности и свободы серьезно уступило уровню выборов в других регионах Грузии. Ситуация объясняется фобиями грузинских властей по поводу того, что Джавахети, как и Квемо-Картли, - "особенные регионы" в связи с тем, что населены национальным меньшинством, и установленной еще при президентстве Михаила Саакашвили "порочной практикой" контроля над регионом со стороны силовиков и спецслужб. Однако в ситуации, когда результаты выборов не отражают реальные настроения населения региона, и все больше увеличивается разница уровня реализации избирательного права в Джавахети, Квемо-Картли и в остальной Грузии. Как считают политики и эксперты, это может лишь усложнить процесс интеграции этнических меньшинств в грузинское общество.

Согласно официальным данным, на муниципальных выборах в Ахалкалаки 15 июня правящая партия "Грузинская мечта" получила 48,8% голосов избирателей (9050), оппозиционная партия "Единое национальное движение" - 7,3%, а блок "Непарламентская оппозиция" - 27%.

Посетивший Ахалкалаки лидер блока "Непарламентская оппозиция" Каха Кукава заявил на днях, что от фальсификации выборов страдает государственность Грузии. "Джавахети - особенный, можно даже сказать сложный регион. Здесь всегда фигурировали разговоры о наличии сепаратизма. То есть, гражданин не подчиняется государству и не желает участвовать в формировании государственных структур, а центральная власть не разрешает, чтобы эти люди (жители Джавахети) интегрировались. Когда на выборы идут 5 тыс. человек и желают избрать своего окружного руководителя (гамгебели), а им не разрешают этого сделать, тогда ясно, кто на самом деле сеет в регионе сепаратистские настроения. Указанные настроения рождаются тогда, когда люди думают, что все плохо для них, не ощущают себя полноценными гражданами, и государство настроено против них", - заявил Кукава, добавив, что неисправление ситуации в Ахалкалаки посредством обжалования итогов выборов станет "самым большим упущением для грузинского государства", передает армянское издание hetq.am.

Сподвижник возглавляемого Кахой Кукава блока "Непарламентская оппозиция", набравший в Ахалкалаки, по официальным данным, 27% голосов, Арташес Паланджян считает, что результаты голосования в округе были сюрпризом для властей. "Во время избирательной кампании, они (власти) попытались, что-то противопоставить, однако ничего не добившись, решили сфальсифицировать итоги голосования. Все разговоры о проведении здесь демократических выборов не соответствуют действительности. Мы обжаловали итоги выборов и желаем добиться повторного подсчета бюллетеней на местных избирательных участках. Дело в том, что были замечены и зафиксированы вопиющие случаи нарушения избирательного права и фальсификаций. Количество бюллетеней превышало численность избирателей. То же самое и даже хуже, по моим прогнозам, произошло в Ниноцминде, поскольку там власть не встречала серьёзную оппозицию. Было множество случаев неправильного заполнения избирательных протоколов, подкупа и запугивания избирателей посредством применения административного ресурса и подключения к делу силовиков, а также огромное количество признанных недействительными бюллетеней (порядка 2 тыс.). Считайте, это были наши голоса", - сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Паланджян, добавив, что "весь букет" инструментария фальсификации выборов, который в свое время применялся при Саакашвили, был задействован также на этих выборах в Джавахети. "На муниципальных выборах в Джавахети работали силовые структуры, которые в свое время подчинялись только Саакашвили, а теперь ориентируются на "мечтателей", - сказал Паланджян.

Повышение полномочий органов местного самоуправления в Грузии, в частности, в регионах, населенных национальными меньшинствами, особенно болезненно воспринимается как со стороны светских, так и со стороны религиозных лиц. В условиях преобладания этнической идентичности над гражданской, часто у политического истеблишмента страны возникает страх раздробления государства. При таком раскладе децентрализация власти осмысленно или подсознательно связывается с сепаратистской тенденцией. Как примеры Абхазии и Южной Осетии, так и существование регионов компактного проживания армян и азербайджанцев способствуют поддержанию подобного понимания вещей. По мнению экспертов, с этим также связано фактически замораживание начатого при "мечтателях" процесса предоставления армянскому языку статуса регионального после того, как была бы ратифицирована Европейская хартия региональных языков.

"Независимо от того, что впервые в истории независимой Грузии глава районного муниципалитета избирается посредством прямых выборов, каких-либо изменений в плане укрепления местного самоуправления не ожидается. При реальном голосовании и фиксировании итогов выборов, возможно было бы изменить ситуацию, укрепить местное самоуправление, а осуществляющие в регионе геополитические инвестиционные программы (например, строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку и гидроэлектростанций) направить на приоритеты местного населения. С муниципалитетом должны на законной основе заключать договора по поводу того, какой процент местного населения будет участвовать в строительных работах, сколько средств должно поступать в районный бюджет и пр. Если же ничего не изменится, то будет уничтожено оставшееся небольшое доверие у местного населения к власти. В результате население как не было, так и не будет вовлечено в политическую жизнь страны. Следовательно, ни о какой реальной интеграции речи быть не может", - заявил собеседник, добавив, что "особый статус" региона должен "вообще прекратить существовать".

В Джавахети, по словам Паланджяна, должна действовать Конституция Грузии, как и в других регионах страны. "Особый статус региона вообще должен перестать существовать, здесь, как и в других регионах Грузии, должна действовать Конституция. Дело в том, что за последние 10 лет руководство страны, исходя из того, что регион преимущественно населен национальным меньшинством, использовало Джавахети как особую территорию. Весь регион находился полностью в подчинении силовых структур и их назначенцев", - заключил Арташес Паланджян.

Эксперт по Грузии, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян считает, что муниципальные выборы выявили, что на фоне успеха развития демократических и избирательных стандартов в грузинском государстве в регионах компактного проживания этнических меньшинств, будь то Джавахети или Квемо-Картли, люди фактически лишены возможности реализовать свое конституционное право на свободу выбора. "Ни для кого не секрет, что в отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы в Джавахети проходили под контролем спецслужб. К сожалению, это порочная практика, внедренная еще при Саакашвили, еще продолжается. На фоне действительно демократических тенденций в других региона страны в Джавахети все прошло под оркестровкой спецслужб. Насколько я знаю, нет ни одного другого региона, где бы "бидзинисты" и сподвижники партии Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД) работали вместе против блока "Непарламентская оппозиция", возглавляемого этническим грузином Кахой Кукава. Оппозиция в реальности была представлена другой партией, поскольку только в Ахалкалаки фактически есть формальный и неформальный альянс "бидзинистов" и представителей партии "Единое национальное движение" под контролем спецслужб. Может быть, это по инерции продолжения порочной практики, но они делают все, как заявил также Кукава, чтобы препятствовать интеграции этого региона в грузинские общественно-политическое и культурные пространства", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Сергей Минасян.

На его взгляд, те же самые люди, которые чуть ли не со времен Эдуарда Шеварнадзе были во власти, с каждой сменой политического истеблишмента меняют лагеря и остаются во власти. "Те люди, которые поддерживали Шеварнадзе, после прихода к власти Саакашвили перешли в его партию, а затем плавно присоединились к партии Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта". А те люди, которые состояли в оппозиции и в свое время поддерживали Бидзину Иванишвили (когда тот был еще в оппозиции), даже подверглись преследованиям (например, Мелик Раисян из Ахалкалаки), теперь находятся в оппозиции. Это свидетельство того, что фактически контроль над этим регионом осуществляется в ручном управлении спецслужб. То есть, грузинская политическая элита не готова открыть это пространство для вовлечения этнических армян региона в нормальный электоральный процесс. С одной стороны, это обусловлено фобиями, а с другой, может быть, инерцией порочной практики", - пояснил эксперт.

Главной проблемой, по словам Минасяна, является то, что на фоне развития электоральных стандартов в Грузии, регионы Джавахети и Квемо-Картли оторваны от общих процессов именно в силу действий спецслужб. "Это также показатель уровня недоверия центральных властей к местному населению. Вместо того, чтобы использовать момент выборов, повысить доверие жителей регионов и возможности их интеграции, они используют фактор спецслужб. Произошла монополизация проблемы Джавахети со стороны определённого круга в спецслужбах, которые продолжают убеждать руководство страны, что намного безопаснее и удобнее продолжать старую порочную практику, чтобы у Тбилиси было меньше забот. В реальности все происходит с точностью наоборот. В результате грузинские спецслужбы не только нарушают конституционные права значительной части своего населения, но и подрывают усилия части грузинского руководства, например, министерства по примирению и гражданскому равенству, по интеграции меньшинств", - заключил он.