В Латвии многие государственные документы, которым присвоен гриф "конфиденциально", не соответствуют своему статусу. Об этом в эфире программы "Латвийского Радио-4" "Открытый вопрос" сказал член комиссии Сейма по национальной безопасности Карлис Сержантс (Союз "зеленых" и крестьян).

По словам Сержантса, в Латвии существует шесть видов сведений, которые не могут быть засекречены. Это статистика преступлений, информация, касающаяся социальных вопросов, стихийных бедствий, демографической ситуации в стране, а также данные о состоянии здоровья президента. Он отметил, что всего в государстве существует четыре уровня секретности: "конфиденциально", "секретно", "совершенно секретно" и "Топ-секреты НАТО". Для получения доступа к последним человеку, даже обладающему максимальным уровнем доступа к документам государственной важности, необходимо доказывать, что ему действительно необходимо ознакомиться с натовскими секретами для выполнения служебных обязанностей, а не из праздного любопытства.

При этом, по мнению политика, часто уровень секретности "конфиденциально" присваивается документам без каких-либо оснований и некоторые непорядочные чиновники засекречивают стоимость дорогостоящих покупок (например, мебели), чтобы не возбуждать неприятных вопросов. "По долгу службы мне пришлось читать довольно много документов под грифами "конфиденциально", "секретно" и "особо секретно". По моему мнению, половина из тех, что идут под грифом "конфиденциально", по существу таковыми не являются. Это просто непонятная страховка кого-то, а ничего секретного в сущности я там не видел", - сказал Карлис Сержантс. Документы с уровнем доступа "совершенно секретно", по словам политика, обычно соответствуют своему статусу.

Второй участник передачи, бывший высокопоставленный сотрудник Бюро по защите Конституции, а ныне бизнесмен Арнольд Бабрис сказал, что за злоупотребление режимом секретности недобросовестных чиновников нужно увольнять, чтобы они не дискредитировали статус гостайны. Бабрис добавил, что засекречивается нужно информацию, которая способна нанести существенный вред государству либо большому количеству людей.

Экс-сотрудник БЗК отметил: система допуска не гарантирует стопроцентную сохранность информации, а лишь снижает вероятность её утечки. При этом, в лучшем случае на 10 процентов. "Существует целый комплекс и допуск является лишь одной из его частей. Это формальность, которая упорядочивает и систематизирует поток информации", - сказал Арнольд Бабрис. Он отметил, что в работе спецслужб очень важным является вопрос достоверности добытой информации.

В завершение Карлис Сержантс добавил, что в Латвии существует пятнадцать лиц, которым в соответствии с законом доступ к гостайне полагается по умолчанию. Одним из этих лиц является президент страны. Однако в случае, если любая из этих персон лишится доверия, она может быть лишена доступа в соответствии с правилами, оговоренными в Законе о гостайне.

Напомним, что в Латвии разговоры о государственной тайне актуализировались в последнее время, после того, как в доступе к ней было отказано главе Минюста Байбе Броке (Национальный союз).