"Повышение тарифов не является для нас самоцелью, так как для нас важна эффективность работы компании и получение прибыли. Однако повышение тарифов, как и всех других цен, естественный процесс и происходит везде и всегда", - заявил генеральный директор ЗАО "Электрические сети Армении" (ЭСА) Евгений Бибин в интервью представителям армянских СМИ 18 июня, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Вопрос: В Армении подорожает электроэнергия. С соответствующей инициативой выступила Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) Армении, мотивируя это необходимостью обеспечить "надежное и безопасное электроснабжение потребителей" и "финансовую стабильность компаний электроэнергетической системы". Планируется поднять цену на электроэнергию в стране на 3,85 драма. Почему именно КРОУ инициировала процесс по повышению тарифов на электроэнергию?

В электроэнергетической системе, обеспечивающей производство, передачу, распределение и реализацию электроэнергии, действуют более 150 крупных и мелких компаний, находящихся под жестким государственным регулированием, которое, согласно закону Республики Армения (РА) "Об энергетике", осуществляется КРОУ. Доходы от реализации электроэнергии идут на покрытие расходов всех компаний энергетической системы, обеспечивающих весь цикл - от производства до реализации. Доля ЭСА в этих расходах составляет примерно 35%. Остальное - расходы всех остальных компаний. Спрашивают: почему КРОУ является инициатором пересмотра тарифов на электроэнергию конечных потребителей? Еще раз хотелось бы подчеркнуть (как уже неоднократно упоминалось в прессе), что в отличие от газоснабжения либо водоснабжения, инициатива по повышению тарифов которых обычно принадлежит соответствующим компаниям ("Газпром Армения" или "Ереван Джур"), в электроэнергетике это просто невозможно. Если первые полностью владеют всей информацией по расходам, необходимым для их деятельности, и считают, что доходы от реализации их услуг недостаточны для покрытия расходов, они обращаются в КРОУ с заявкой об увеличении тарифов, то наша сфера деятельности другая.

Отдельные компании, входящие в энергосистему, владеют информацией только о своих доходах и расходах и не имеют подробной информации о деятельности остальных компаний. Следовательно, они могут представить заявку в КРОУ о повышении тарифов только на свои услуги, а не всей системы в целом. Что они и делают, или не делают, если они удовлетворены своим тарифом. ЭСА делает то же самое, представляя в КРОУ предложения о пересмотре своих расходов. Однако тарифы конечных потребителей должны учитывать затраты всех звеньев энергосистемы. Такой информацией в РА владеет только КРОУ, которая регулярно получает финансовую и техническую отчетность всех без исключения компаний. И, следовательно, в электроэнергетике КРОУ может инициировать процесс пересмотра тарифов. Учитывая это обстоятельство, законодатель в законе "Об энергетике" предусмотрел право КРОУ инициировать процесс пересмотра тарифов, который происходит в несколько этапов:

- прогноз потребления электроэнергии и его структура;

- разработка оптимальной структуры производства электроэнергии для покрытия прогнозируемого потребления;

- анализ финансового состояния и заявок отдельных компаний на пересмотр своих расходов и принятие решений по необходимым расходам отдельных компаний;

- расчет суммарных расходов всех звеньев энергосистемы;

- установление тарифов конечных потребителей, которые обеспечат получение доходов равных рассчитанным расходам.

В распространенном заявлении КРОУ указывается, что в результате проведенного анализа выявлена необходимость повышения расходов по всем участникам энергорынка по сравнению с текущим годом в 20 млрд драмов (почти $50 млн), для чего потребуется увеличение тарифов на 3,8-4,3 драма на кВт/ч.

Вопрос: Тарифы на электроэнергию уже были повышены в прошлом году? Еще одно подорожание сейчас? Сколько бы все ни разъясняли, это все-таки тяжелое бремя и для населения и для промышленности.

Как я уже в начале отметил повышение тарифов не является для нас самоцелью, так как для нас важна эффективность работы компании и получение прибыли. Однако повышение тарифов, как и всех других цен, - естественный процесс и происходит везде и всегда. В РА из-за кризисных явлений в экономике этот процесс сдерживался. С 2009 по 2013 гг. тарифы оставались неизменными, что привело к накоплению негативных финансовых тенденций во всех звеньях, что и привело к скачкообразному повышению тарифов в 2013 году, которое, как показала практика, не решило всех финансовых проблем.

На это наложилась также неблагоприятная ситуация в 2013-2014 расчетном году: это чрезвычайно длительный, незапланированный ремонт на АЭС, который обошелся ЭСА почти в 8 млрд драмов, маловодный год (водность была не такая, чтоб обеспечить необходимую выработку на гидроэлектростанциях). В результате дополнительные расходы ЭСА на покупку электроэнергии в расчетном году составили 16,3 млрд драмов. При этом мы точно понимаем, что в предстоящий период увеличение расходов на АЭС, Ереванской ТЭС и ВВЭС привело к необходимости увеличения суммарных расходов электроэнергетической системы страны на указанные КРОУ 20 млрд драмов.

Вопрос: Почему у компании возникли финансовые трудности, кто за это несет ответственность и почему решение финансовых проблем компании возложено на потребителя?

Основные причины ухудшения финансового состояния ЭСА возникли в результате несовпадения фактической и расчетной структуры производства электроэнергии для внутреннего потребления, снижения доли более дешевой электроэнергии на атомной электростанции, гидроэлектростанций, Ереванской ТЭЦ и увеличение производства на дорогих теплоэлектростанциях - Разданской ТЭС и Раздан-5. За последние 2 года потери ЭСА из-за этого составили 27,6 млрд драмов. Согласно тарифной методологии, являющейся составной частью лицензии ЭСА, ежегодно, в течение 3 лет, одна треть этой суммы включается в расчет тарифной маржи в качестве компенсации за убытки. Однако эта компенсация не полностью покрывает убытки компании, поскольку она не предусматривает выплаты процентов по взятым кредитам, которые составляют значимые суммы (около 3 млрд драмов в год). Указанные цифры говорят о масштабности проблем ЭСА, и несмотря на это, нам не только удалось обеспечить финансовое равновесие компании, но также выполнить все данные нам лицензией обязательства по подключению новых абонентов к сети, прохождению осенне-зимнего периода, надежности работы нашего комплекса.

Есть конечно и внутренние причины финансовых потерь, которые, однако, не включают в расчет, являются некомпенсируемыми потерями компании, и не возлагаются на потребителей. Задачей менеджмента компании и его обязанность перед собственником работать над снижением этих затрат, внутренних издержек. Что касается вопроса возложения проблем на потребителя (а за счет чего?), отмечу, что ЭСА в рамках предоставленной ей лицензии не имеет право заниматься другим видом деятельности и обеспечивает стабильность устойчивой работы всей энергосистемы. Притом только за счет сбора средств за проданную электроэнергию, собирая средства с потребителей, основную часть передает в расчет генерирующим станциям и другим участникам рынка, так как это определено действующими законами энергетического рынка. Что касается негативного влияния повышения тарифа, то для нас наиболее чувствительным является население, так как в структуре потребления оно составляет более 42%. А их социальная поддержка - зона ответственности соответствующих органов при правительстве, которые, в свою очередь, должны оказывать целевую поддержку тем, кто в ней реально нуждается. Между прочим, мы также имеем специальную программу поддержки социально необеспеченных слоев населения в качестве неотъемлемой части корпоративной социальной ответственности. В рамках этой программы социально необеспеченным слоям населения компанией было направлено более 250 млн драмов в виде погашения задолженности за использованную электроэнергию.

Вопрос: Что даст компании увеличение тарифа на 3,85 драм? Какие вопросы удастся решить, а какие нет?

Хочу отметить, что данное увеличение кардинально не улучшит состояние компании, и мы не удовлетворены предложенным со стороны КРОУ решением. И без того недостаточные эксплуатационные расходы ЭСА в расчетах 2014-2015 гг. остались на том же уровне, что и в предыдущем году. При увеличении доходов на 6,8 млрд драмов, из которых 5,4 млрд драмов - компенсация за убытки в 2013-2014 гг. из-за нарушения структуры производства электроэнергии, 1,1 млрд драмов - возврат за вложенные инвестиции, осуществленные за прошедший период, и еще 0, 3 млрд драмов - возмещение затрат, осуществленных в ходе производственной деятельности, предусмотренных тарифной методикой.

Таким образом (в соответствии с тем, что продекламировано КРОУ), в 3,85 - наших 1,5 драмов или чуть больше третьей части. Данное повышение позволяет компании возместить вышеуказанные понесенные потери сети, только и всего. Отсутствует возможность решения очень и очень многих задач, стоящих перед компанией, о чем вы также, как представители СМИ, прекрасно знаете.

Вопрос: В средствах массовой информации часто звучат обвинения в адрес ЭСА о том, что пользуясь своим монопольным положением, компания платит астрономические зарплаты персоналу, допускает большие потери электроэнергии, и все это происходит за счет потребителя.

К сожалению, в СМИ часто звучат такие обвинения, которые не имеют никакого отношения к реальности. Во-первых, компания, как естественный монополист, согласно закону "Об энергетике" находится под жестким контролем, на наш взгляд, даже излишне жестким контролем регулирующего органа по всем вопросам: сроки присоединения новых абонентов к сети, время восстановления прерванного электроснабжения, строгий мониторинг качества предоставляемых услуг, ценообразование, условия лицензии, отчетность и т. д., и не имеет возможности самостоятельно формировать тарифы. Во-вторых, фонд зарплаты компании рассчитывается по согласованию с КРОУ из расчета среднемесячной зарплаты 200 тыс. драмов на одного работника (включая обязательные выплаты в бюджет), что, учитывая требуемую высокую квалификацию персонала и возложенную на них ответственность, является невысокой. В-третьих, говоря о потерях электроэнергии, необходимо различать неизбежные технологические потери при передаче и распределении и так называемые, коммерческие потери. Компания постоянно работает в этом направлении. Снижение потерь идет системно по всем составляющим, в том числе в течение последних 3 лет. Неизбежные технологические потери рассчитываются по утвержденной КРОУ методике расчета институтом энергетики и учитываются при расчетах тарифов. Компания последовательно ведет работы по снижению технологических потерь. За последние 2-3 года удалось их снизить примерно на 2%. Дальнейшее их снижение требует значительных затрат, которые не всегда экономически оправданы, поскольку могут привести не к понижению, а к повышению тарифов. Труднее решается вопрос с хищением электроэнергии. Для его решения компанией осуществляются как организационные мероприятия, так и инвестиции (например замена неизолированных проводов на изолированные, улучшение учета по всем звеньям распределительной сети, внедрение АСКУЭ, дополнительных приборов технического учета).

Благодаря этим мероприятиям коммерческие потери также снижаются, хотя не так быстро, как хотелось бы. Однако хочу пояснить, что в расчетах тарифов учитываются только технологические потери, а коммерческие потери являются чистыми потерями самой компании и не оплачиваются потребителями. От этого также страдает компания.

Вопрос: В Армении тариф на электроэнергию выше, чем в России и Казахстане? С чем это связано, и как он формируется?

Основной информацией анализа по тарифам, конечно, владеет КРОУ. Ключевыми вопросами в формировании тарифов являются структура производства электроэнергии и цен на производимую электроэнергию. По имеющейся у нас информации в РФ действующие тарифы на электроэнергию ниже там, где производство обеспечивается, в основном, крупными электростанциями, построенными в советские годы (в Сибири, Красноярске, Иркутской области). В центральной и западной областях они такие же, как в Армении, или даже выше. В крупных городах, как в Москве, например, средний тариф для населения составляет 55 драмов за кВт/ч, Санкт-Петербурге - 41 драм, в хорошо мне известных Волгоградской области - 37 драмов, Брянске - 36 драмов. И это при наличии дотационных механизмов, чего у нас нет. У нас же действующий тариф продаж составляет около 33,6 драмов. Выводы делайте сами.

В Казахстане основная выработка обеспечивается тепловыми электростанциями, потребляющими дешевый уголь Экибастуза, также построенными в советское время. Например, тариф на электроэнергию в Кустанайской области Казахстана составляет - 35 драмов.

Расходы электросетей сильно зависят от величины потребления. В Армении распределительная система, спроектированная, построенная в советское время, рассчитана была на потребление 12 млрд кВт/ч в году. А сегодня, по факту 2013 года, составляет 5,3 млрд кВт/ч, в то время когда основные расходы на распределение, содержание инфраструктуры являются постоянными и не зависят от уровня потребления. В сумме это дает ту картину, которую мы видим.

Вопрос: Очень много жалоб от жителей относительно неудовлетворительного качества электроэнергии? Получается, что даже повышение тарифа не решит эту проблему? Какой же должен быть тариф, чтобы потребители не жаловались?

Следует заметить, что утвержденная на 2014 год инвестиционная программа компании в связи с изношенностью инфраструктуры сетей, а также с работами по подключению новых потребителей, недостаточна не только для осуществления программ развития компании, но и для поддержания инфраструктуры сети на уровне минимальных требований со стороны государства и КРОУ РА к качеству предоставляемых услуг. К сожалению, объем произведенных инвестиций, их динамика не позволяют приостановить рост износа нашего оборудования, и наши сети продолжают ухудшаться вследствие старения. Плюс еще и всем известные вопросы, связанные с развитием столицы. В электрических сетях на сегодняшний день обозначился круг проблем, от решения которых во многом зависит надежное и эффективное функционирование распределительного сетевого комплекса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основным решением имеющихся проблем является потребность в существенном увеличении объемов технического перевооружения, реконструкция и новое строительство распределительных электрических сетей на основе применения современных инновационных подходов с целью преодоления продолжающегося процесса старения сетей и снижения износа основного оборудования.

В связи с этим менеджментом компании заблаговременно была разработана комплексная инвестиционная инициатива, которая в дополнение к утвержденной инвестиционной программе в случае ее реализации позволит в ближайшие 5 лет достигнуть уровня качества предоставляемых услуг, достаточного для выполнения требований лицензии. Притом основные направления инвестиций - доведение качества электроэнергии до требуемых норм, восстановление резервного питания, сокращение количества и длительности случаев отклонения напряжения электроэнергии от допустимых пределов и др. Так, имея подтвержденные факты того, что почти 11% потребителей у нас имеют нарушения норм качества предлагается значительные средства направить на реконструкцию 1062 участков электросети. Обеспечение резервным питанием многоквартирных домов в г. Ереван и выполнение требований по восстановлению в случае аварий в течение 4 часов прерванного энергоснабжения потребует дополнительных инвестиций.

Вся эта программа представлена в КРОУ, но ее реализация, конечно же, в итоге окажет влияние на тарифы для конечных потребителей. Решение должно быть комплексным, и что в конечном итоге будет принято - покажет ближайшее время. Искренне надеюсь, что вся экономика страны, частью которой является "ЭСА", будет развиваться такими темпами, что как для промышленности, так и для потребителей из населения повышение тарифов не будет тяжелым, и мы сумеем реализовать все намеченные планы.

Вопрос: В последнее время часто звучат обвинения в адрес менеджмента компании о том, что повышение тарифов - результат плохого менеджмента? Об этом говорил также председатель КРОУ Роберт Назарян.

Я понимаю, что в данной ситуации все хотят обвинить кого угодно, и это в каком-то смысле легче, чем проанализировать все имеющиеся факты и сделать соответствующие выводы. Я лично говорил об этом с председателем КРОУ Робертом Назаряном, и он в очередной раз подтвердил свою позицию относительно того, что вопрос не в менеджменте, а в сделанных при тарифном регулировании прогнозах.

Вопрос: Совсем недавно государственная комиссия по защите экономической конкуренции вынесла решение о применении штрафа в отношении ЗАО "ЭСА", вас обвиняют в злоупотреблении монопольным положением...

Сегодня мы имеем дело с решениями двух государственных структур, которые, по сути, противоречат друг другу, и ЗАО "Электрические сети Армении" в судебном порядке обжаловало решение комиссии по защите экономической конкуренции, в том числе и для уточнения соответствующих правомочий. Компания никогда не снимала с себя ответственности по своевременному подключению новых абонентов, единственное, хотелось бы понять по какому механизму мы должны это сделать. Не хотелось бы, чтоб часть затрат на присоединение всем уже известного здания нес каждый из нас. Уверен, что окончательную точку в этом деле поставит суд.

Вопрос: В прессе часто упоминают о возможном банкротстве "ЭСА". Насколько эти слухи оправданы?

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, компания сегодня работает стабильно. Мы неоднократно говорили о том, что компания не имеет на сегодняшний день просроченной задолженности перед финансовыми институтами, в том числе и перед банками, все кредитные обязательства компании управляемы и не могут быть поводом для банкротства.

Вопрос: В прессе также постоянно говорят о возможной продаже компании... Роснефть, Газпром... Кто будет новым собственником "Электрических сетей Армении"?

Любая компания может быть проданной, наша тоже не исключение. Однако на данный момент эти слухи никакого отношения к реальности не имеют.