Автомобильное путешествие из Подмосковья в Крым и обратно в начале июня позволяет сделать выводы о состоянии федеральной автодороги М-4: в Московской области она иногда «стоит» наглухо, и её не стоит объезжать по М-5 «Урал»; запущенные участки трассы «Дон» остались в Воронежской области. Краснодарский, ростовский, тульский отрезки трассы — в отличном состоянии, липецкие — преимущественно платные. Очередь на керченский паром непредсказуема, а большинство крымских дорог, похоже, не ремонтировали со времён СССР.

По словам краснодарских сотрудников ГИБДД, на майские праздники в очереди на паром стояли по 25-30 часов, доходило до рукоприкладства и битья машин. Каждый из трёх российских паромов берёт на борт по 45-60 машин. С появлением греческого парома «Ионас», вмещающего 160 автомобилей, очередь пошла быстрее, но — только днём, поскольку по ночам греки отдыхают, сменного экипажа на пароме нет. В начале июня стояли по 10-15 часов. Вселяет оптимизм сообщение Единой транспортной дирекции о том, что с середины июня к перевозке машин подключился и железнодорожный паром.

Те, кто отправляется в Крым без автомобиля, пересекают Керченский пролив без очереди. Также можно доехать морем из Анапы в Феодосию или Ялту. Местного морского транспорта в Крыму практически не осталось. Курортникам предлагают кататься на прогулочных судах на 5-10 мест, яхтах и катамаранах.

В самом начале лета отдыхающих в Крыму было мало. По словам жителей Евпатории, российские поезда приходят полными, украинские — полупустыми. Судя по номерам машин и по разговорам, в Крыму много жителей Москвы, Подмосковья, а также Юго-Востока Украины, в том числе беженцев. Торговцы на набережных оценивают разницу с началом прошлого сезона по-разному: кто в два раза, а кто и в пять. Одни говорят, что торгуют себе в убыток, другие признают, что заработки упали в разы, но все рассказывают об этом абсолютно спокойно и непременно добавляют: «Да и ладно, хорошо, что хоть кто-то приезжает, а главное — нет войны. У нас было бы хуже, чем в Одессе или Славянске».

На сокращение потока туристов не жалуются даже сотрудники огромного парка львов «Тайган», несмотря на аппетиты десятков обитателей. Зверей активно кормят посетители.

Цены на жильё в Судаке стартуют от 150 рублей в день за место в «номере». По свидетельству отдыхающих, в Евпатории без труда можно найти очень приличный номер у моря на двоих взрослых с ребёнком за 500 рублей в день.

Цены на продукты — ниже московских, хотя и выше прошлогодних крымских. О дефиците каких бы то ни было продуктов можно узнать только из интернета. Местные жители уже устали смеяться над «новостями» про пустые прилавки и голодающий Крым. Пенсии и зарплаты бюджетников заметно выросли. Хуже всего приходится тем, кому платят украинские организации: зарплату задерживают, жаловаться бесполезно, уволиться — затруднительно.

Без курортников крымчане не скучают. Например, на центральной улице Евпатории трудно не заметить офис общественной организации «Справедливость»: горожане сплотились ради проведения референдума ещё в те дни, когда местные чиновники и не планировали его проводить. А теперь «Справедливость» занимается сбором помощи Донбассу и расселением беженцев. Офис заполнен коробками, пакетами и детскими колясками. По активистам видно, что сами они давно не отдыхали. Забот у них столько, что не хватает ни времени, ни сил на официальную регистрацию организации. Главная проблема — найти тех, кто заплатит за проживание детей Донбасса в крымских здравницах.

Непривычно смотрятся на крымских набережных полицейские. Встречаются и вежливые самооборонцы. У коктебельских, например, шевроны с надписью «Ангел».

В целом, атмосфера на улицах курортных городов та же, что и в прошлом, и в позапрошлом году — жители спокойны и приветливы, в том числе и татары, и греки. Крым — сплав национальностей уже не первую тысячу лет. Про Россию тут говорят «у вас», даже москвичам про Якутию. Про Украину — «у них». Многонациональный Крым всегда держался особняком. Изменится ли эта атмосфера в ближайшие месяцы и годы? По мнению лучшего крымского блогера Александра Кирьякова, непременно изменится, к лучшему: нельзя бесконечно эксплуатировать драгоценный дар природы, не вкладываясь в такую жемчужину, как Крым. Весьма вероятно, что бесчисленные дачки, ларёчки и лавочки вскоре потеснят серьёзные курорты. Многоэтажные корпуса, возведённые в конце 80-х, заброшенные и разворованные, до сих пор зарастают кустами и деревьями по всем прибрежным городам и посёлкам.

Отношение государства к Крыму особенно заметно по качеству дорог: приличный асфальт можно обнаружить в Симферополе, местами — в Севастополе. Но самые ужасные дороги — в Керчи. Не потому ли, что этот город-герой — самый удалённый от столицы Украины? После керченских улиц кубанские трассы — просто рай для автомобилиста.

Зачем ехать в Крым, когда есть Кавказ? Во-первых, в Крыму всё значительно дешевле. Во-вторых, на Кавказе — субтропики, а в Крыму — сухой климат. В-третьих, Крым переполнен историческими памятниками: только в Евпатории, основанной 2500 лет назад, насчитывается 18 музеев: в том числе недавно открытый Музей Крымской войны и Малый Иерусалим. Здесь можно увидеть и древние статуи античных богов и героев, и карту «Украины» XVI века, и узнать о том, что караимы считают Петра Великого своим родственником, а первые медсёстры в военных госпиталях появились именно в России. Именно в Крыму.

Ольга Пушкарёва