16 июня две основные оппозиционные политические силы Турции - Народно-республиканская партия (НРП) и Партия националистического движения (ПНД) объявили о выдвижении единого кандидата от оппозиции на предстоящих в августе президентских выборах. Им стал бывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Экмелледин Ихсаноглу - фигура тесно связанная с политическим исламом. Родившийся в Каире Ихсаноглу окончил египетский исламский университет Аль-Азхар, является автором ряда научных работ по истории ислама. С 2004 по 2014 г. он возглавлял Организацию исламского сотрудничества, пользуясь при этом поддержкой правящего в Турции умеренного исламистского режима. Отношения с Анкарой у Ихсаноглу испортились в 2013 г. из-за кризиса в Египте. Власти Турции тогда обвинили его в том, что организация не поддержала позицию Турции против Египта, после подавления акций протестов исламистов в Каире в августе 2013 г.

В целом выдвижение Ихсаноглу отражает стратегию явной и скрытой оппозиции режиму действующего премьер-министра Реджепа Эрдогана по расколу новой исламистской элиты Турции. Данная линия, по сути, берет начало с разразившегося в прошлом году коррупционного скандала, когда против Эрдогана выступили сторонники богослова Фетуллы Гюлена в силовых структурах, бывшие до этого опорой и ударной силой режима Партии справедливости и развития. По некоторым данным, целью антикоррупционной операции была замена Эрдогана на более удобного действующего президента Турции Абдуллу Гюля. На этом фоне примечательно, что, по сообщениям турецких СМИ, до согласования кандидатуры Ихсаноглу, лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели именно Гюлю предлагал стать единым кандидатом от оппозиции.

Таким образом, выдвижение Ихсаноглу показало, что светская оппозиция в Турции осознает маловероятность полного отстранения от власти режима умеренных исламистов и концентрируется на его модификации, путем замены неудобного Эрдогана и его окружения. Ставка делается на раскол электората исламистов, а также части новой турецкой элиты. Именно этим объясняется выдвижение кемалистами и националистами фигуры, фактически аффилированной с исламом и режимом правящей партии. Данный ход вписывается и в стратегию гюленистов, косвенно подтверждая звучавшие в про-правительственных турецких СМИ обвинения в адрес кемалистов о тайном сговоре с движением Гюлена. В то же время данный предвыборный консенсус оппозиции отчасти демонстрирует и глубокий кризис традиционной светской турецкой элиты, а также прочность позиций режима умеренных исламистов. Примечательно, что данное решение вызвало критические заявление в рядах самой Народно-республиканской партии, отдельные функционеры которой настаивали на предпочтительности кандидата левых убеждений.

Между тем, на фоне прояснения ситуации с кандидатом от оппозиции ряд факторов имеющих ключевое влияние на исход предстоящих в Турции выборов президента остается неясным. В первую очередь это позиция курдских политических сил, поддержка которых могла бы обеспечить Эрдогану, в случае его участия в выборах, победу уже в первом туре. Однако пока основная про-курдская Народно-демократическая партия выступает с противоречивыми заявлениями. Ранее ее представители заявляли о намерении участвовать в первом туре выборов с собственным кандидатом, не уточняя своих дальнейших действий и критикуя идею единого кандидата от оппозиции. Однако в середине июня турецкие СМИ сообщили, что НДП и Партия мира и демократии заявили о возможности поддержки кандидата от основной оппозиционной Народно-республиканской партии во втором туре выборов. Очевидно, что курды маневрируют, стремясь добиться от Эрдогана реальных шагов в рамках турецко-курдского урегулирования и прежде всего статуса автономии для населенных курдами юго-восточных районов Турции. Примечательно, что ранее и курдская сторона, и Анкара анонсировали серьезные практические шаги в рамках мирного процесса и даже появление некой дорожной карты урегулирования.

В то же время для Эрдогана именно сейчас крайне сложно идти на уступки курдам на фоне роста напряженности в юго-восточных районах Турции, где продолжаются столкновения курдов с силами безопасности, и где все чаще Анкара использует вооруженные силы, ставя под удар достигнутое ранее перемирие с боевиками Рабочей партии Курдистана. На этом фоне оппозиция обвиняет Эрдогана в пассивности и попустительстве по отношению к курдам. Особенно много шума в этом плане вызвал имевший место 8 июня инцидент, когда после похорон двух погибших в ходе столкновений с силами безопасности курдов, группа демонстрантов проникла на территорию турецкой военно-воздушной базы в провинции Диарбакыр и сорвала с флагштока государственный флаг Турции. Власти страны охарактеризовали произошедшее как провокацию.

В этих условиях и правящая партия не спешит с выдвижением своего кандидата на пост президента, хотя до сих пор мало у кого вызывало сомнения, что им станет именно Эрдоган. По последним данным, о кандидате от ПСР будет заявлено в конце июня. Одной из причин отсрочек (ранее ожидалось, что имя кандидата станет известно к середине июня) похоже является и неблагоприятный внешний фон. Речь в первую очередь идет о кризисе в Ираке, выявившем противоречия внешней политики Турции в последние годы. В ходе своего успешного наступления на севере Ирака группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) захватила в заложники около 80 граждан Турции, в том числе сотрудников консульства в Мосуле во главе с консулом, бывшим в свое время советником Эрдогана. В результате Анкара оказалась в состоянии конфликта с ИГИЛ, которую, по некоторым данным, активно поддерживала в ходе войны в Сирии. На этом фоне турецкая оппозиция резко активизировала критику внешней политики страны, требуя в частности, отставки министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу, который при этом рассматривается в правящей партии в качестве возможного преемника Эрдогана на посту премьер-министра, в случае избрания последнего президентом страны.

В целом кризис в Ираке, рост влияния ИГИЛ и захват турецких заложников в очередной показали серьезность тупика, в который зашла внешняя политика Турции из-за поддержки оппозиции в Сирии. Сотрудничество с боевиками привело к появлению у границ Турции зоны нестабильности, в которой доминируют радикальные исламисты, все чаще вступающие в конфликт со своим бывшим спонсором. В сочетании с обострением ситуации в курдских районах Турции кризис в Ираке создает для Эрдогана достаточно сложную ситуацию в плане фактического старта предвыборной гонки за пост президента. И проблемой правящей элиты Турции является то, что ситуация в регионе вполне может преподнести новые, неприятные для Анкары сюрпризы до намеченных на август выборов президента.

Давид Арутюнов - обозреватель ИА REGNUM